Деяния Первого Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1909 г.

Содержание

ЧАСТЬ I

ЧАСТЬ 2

Телеграмма Собора на имя Государя Императора и ответ Государя

Приветствія Собору и адреса, поднесенные Председателю и Секретарю Собора

ГолосЪ Церкви (письма, присланныя ПредсоборнымЪ СовЬщаніямЪ)

ДокладЪ: О Церкви и ея ТаинствахЪ Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О всепагубномъ антихристе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О святыхъ пророкахЪ Енохе и Илiе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: ОбЪ антихристЪ и пророкахЪ И.И. Зыкова

ДокладЪ: О наставникахЪ и настоятеляхЪ Т.А. Худошина

ДокладЪ: О существе брака Т.А. Худошина

ДокладЪ; О таинствЪ св. крещенія въ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

ДокладЪ: О таинстве покаянія вЪ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

Брачный уставъ Московской Монинской моленной 1803 г. и канонЪ Всемилостивому Спасу, составленный Г. И. Скочковымъ

ДокладЪ: О брачномЪ каноне Г. И. Скочкова Д. В. Ватова

Брачный уставЪ Петербургской Общины

Докладъ: О старообрядческихЪ общинахЪ Д. В. Батова

Поморскій ответЪ сто пятый

Сообщенія

Постановленія Духовнаго Суда

Особыя мненія членовЪ Собора

ЧАСТЬ 3. Доклады по гражданским вопросамъ

ЧАСТЬ 4. Предсоборныя совещания

ЧАСТЬ 5.

ЧАСТЬ 6

OCR
14 — является жизнью или смертью для всего
будущаго старообрядчества. Первая задача христіанско-старообряд¬
ческой школы — нравственно-религіозное
развитіе дѣтей и юношества. Школа не
преслѣдующая этой цѣли—не школа, а
ядъ, которымъ отравляется и разъѣдается
духовный организмъ старообрядчества. IV. Въ программу съѣзда долженъ быть
внесенъ вопросъ о необходимости изда¬
вать богослужебныя .книги для народнаго
употребленія по самой дешевой цѣнѣ.
Свяіценныя книги—это общедоступная ле-
чебница, гдѣ излѣчивается всякая болѣзнь,
—это вѣрное врачебное средство. II дѣй¬
ствительно, нѣтъ въ людяхъ ни такого
дѣйствія, ни такого намѣренія, ни
такой страсти, ни такого помышле¬
нія, противъ котораго не нашелъ бы
здѣсь кто - либо врачеванія. Подлинно
онѣ представляютъ изобиліе всякаго со¬
зерцанія и правилъ жизни; это обществен¬
ная сокровищница наставленій, содержа¬
щая въ себѣ при этомъ только то, что
полезно. Вѣдь онѣ и раны уже застарѣ-
лыя излѣчиваютъ, и человѣку только что
раненому доставляютъ быстрое облегченіе
отъ боли; вмѣстѣ съ тѣмъ, онѣ предохра¬
няютъ также отъ поврежденій неповреж¬
денное и вообще уничтожаютъ всякое
страданіе. Когда мы поемъ или читаемъ,
то, повидимому издаемъ только звуки и
' произносимъ слова, на самомъ же дѣлѣ
назидаемъ наши души и поддерживаемъ
ненарушимую память божественныхъ сло¬
весъ. Посредствомъ книгъ мы собесѣду¬
емъ съ Богомъ; онѣ приближаютъ къ намъ
Ангеловъ, отгоняютъ отъ насъ бѣсовъ,
возбуждаютъ ясное настроеніе въ душѣ,
облегчаютъ дневные труды наши, служатъ
средствомъ къ защищенію насъ отъ ноч¬
ныхъ страховъ. Книги, это неодолимый
щитъ, самое лучшее украшеніе для царей
и подданныхъ, какъ-то: начальниковъ и
находящихся подъ начальствомъ, для во¬
иновъ и людей вовсе незнакомыхъ съ во¬
еннымъ искусствомъ, для образованныхъ
и необразованныхъ, для отшельниковъ и
для людей принимающихъ участіе въ дѣ¬
лахъ государственныхъ, для священно-ду¬
ховныхъ лицъ и мірянъ, для живущихъ
на сушѣ и островитянъ, для земледѣль¬
цевъ и мореплавателей, для ремесленни¬
ковъ и незнающихъ вовсе никакого реме¬
сла, для мужчинъ и женщинъ, для стар¬ цевъ и юношей, для людей всякаго про¬
исхожденія, возраста, положенія въ свѣ¬
тѣ, для людей всякой профессіи,—укра¬
шеніе какъ вообще, такъ и въ частности
и даже въ каждую минуту, какъ у себя
дома, такъ равно и въ собраніи, въ хра¬
мѣ, въ полѣ, въ пустынѣ, въ дорогѣ и
вообще всюду; короче сказать, книги для
человѣка—это совершенно тоже, что вѣя¬
ніе воздуха, или разлитіе свѣта, или упо¬
требленіе огня и воды, или вообще что-
нибудь такое, что всякому и необходимо
и полезно. И такъ достаточно, я думаю, сказано о
томъ, какое великое значеніе имѣютъ
книги для народа и какую пользу прино¬
сятъ онѣ въ жизни каждаго человѣка. V. Мнѣ, одному изъ худшихъ и непо¬
требнѣйшихъ людей всего міра, не жела¬
тельно было бы поднимать вопроса о на¬
шихъ духовныхз пастыряхъ; но вопросъ
этотъ такъ важенъ, такое великое значе¬
ніе имѣетъ для всѣхъ христіанъ древняго
благочестія, что я, несмотря на свое ни¬
чтожество, все-таки осмѣливаюсь предва¬
рительное собраніе просить о включеніи
его въ программу съѣзда, который бы
могъ подробно и всесторонне разобрать¬
ся въ этомъ вопросѣ и изложить свое
мнѣніе. Вѣдь значеніе нашихъ духовныхъ па¬
стырей такъ велико, что нѣтъ въ мірѣ
другого такого званія, которое представ¬
ляло бы такое разнообразіе въ занятіяхъ,
какъ званіе духовнаго пастыря. Онъ еже¬
дневно находится въ сношеніяхъ съ цѣ¬
лыми отдѣльными мірами, такъ какъ каж¬
дый человѣкъ есть міръ и отъ пастыря
зависитъ дать ему то или другое нрав¬
ственное направленіе, отъ котораго впо¬
слѣдствіи будутъ благоденствовать Цер¬
ковь, общество и государство; а потому,
чтобы достойнымъ образомъ исполнять
свое назначеніе, духовный наставникъ
долженъ хорошо знать священное писаніе,
которое нераздѣлимо съ пастырствомъ. Прежде нежели онъ духовный настав¬
никъ, онъ человѣкъ, онъ христіанинъ,
подданный своего государя, гражданинъ,
обязаннный служить обществу, глава или,
по крайней мѣрѣ, членъ своего семейства.
Вотъ сколько обязанностей долженъ нести
духовный наставникъ, кромѣ дѣлового
своего занятія, и обязанъ знать ихъ
вполнѣ.