Деяния Первого Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1909 г.

Содержание

ЧАСТЬ I

ЧАСТЬ 2

Телеграмма Собора на имя Государя Императора и ответ Государя

Приветствія Собору и адреса, поднесенные Председателю и Секретарю Собора

ГолосЪ Церкви (письма, присланныя ПредсоборнымЪ СовЬщаніямЪ)

ДокладЪ: О Церкви и ея ТаинствахЪ Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О всепагубномъ антихристе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О святыхъ пророкахЪ Енохе и Илiе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: ОбЪ антихристЪ и пророкахЪ И.И. Зыкова

ДокладЪ: О наставникахЪ и настоятеляхЪ Т.А. Худошина

ДокладЪ: О существе брака Т.А. Худошина

ДокладЪ; О таинствЪ св. крещенія въ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

ДокладЪ: О таинстве покаянія вЪ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

Брачный уставъ Московской Монинской моленной 1803 г. и канонЪ Всемилостивому Спасу, составленный Г. И. Скочковымъ

ДокладЪ: О брачномЪ каноне Г. И. Скочкова Д. В. Ватова

Брачный уставЪ Петербургской Общины

Докладъ: О старообрядческихЪ общинахЪ Д. В. Батова

Поморскій ответЪ сто пятый

Сообщенія

Постановленія Духовнаго Суда

Особыя мненія членовЪ Собора

ЧАСТЬ 3. Доклады по гражданским вопросамъ

ЧАСТЬ 4. Предсоборныя совещания

ЧАСТЬ 5.

ЧАСТЬ 6

OCR
37 склонять кт. тому же другихъ законными путями
чистаго убѣжденія. Мало того, даже между дока¬
зательствомъ» старой вѣры, которое уже разрѣ¬
шено, и іпроповѣданіемъ», которое еще не дозво¬
ляется, невозможно провести точной грани. Въ са¬
момъ дѣлѣ, если старообрядецъ напишетъ догма¬
тическое сочиненіе въ защиту своего вѣроученія и
выставить книгу въ витринѣ магазина, то будетъ
ли это оказательствомъ или совращеніемъ? Необхо¬
димо пересмотрѣть съ этой точки зрѣнія наши
уголовные законы и внести въ нихъ понятіе нена¬
казуемости распространенія вѣроученій, чуждыхъ
господствующей церкви, за исключеніемъ, разу¬
мѣется, изувѣрныхъ сектъ. По симъ основаніямъ
комиссія признала возможнымъ предоставить старо¬
обрядцамъ не только «исповѣдывать» (ст. 1 про¬
екта), но и свободно «проповѣдыватъъ свою вѣру,
какъ среди старообрядцевъ же, такъ и среди лицъ,
принадлежащихъ къ инымъ вѣроисповѣданіямъ или
вѣроученіямъ. Означенное рѣшеніе было принято,
несмотря на заявленіе представителя Министерства
Внутреннихъ Дѣлъ, что вопросъ о проповѣдованіи
составляетъ часть общаго вопроса о свободѣ совѣсти,
каковой подлежитъ обсужденію комиссіи по вѣро¬
исповѣднымъ вопросамъ. По мнѣнію комиссіи по
старообрядческимъ вопросамъ, право проповѣданія
вѣры имѣетъ существенное значеніе, въ частности
и для старообрядцевъ, почему разрѣшеніе возбуж¬
деннаго вопроса настоящимъ законопроектомъ въ
положительномъ смыслѣ представляется вполнѣ
правильнымъ. 2. О разрѣшеніи съѣздовъ. Комиссія признала
необходимымъ предоставить старообрядческимъ об¬
щинамъ объединяться въ съѣзды на основаніи
особыхъ правилъ, утверждаемыхъ Министромъ
Внутреннихъ Дѣлъ. Представители Министерства
Внутреннихъ Дѣлъ возражали противъ узаконенія
постоянныхъ старообрядческихъ съѣздовъ, такъ
какъ невозможно даровать старообрядческимъ об¬
щинамъ больше правъ, нежели ихъ присвоено гос¬
подствующей въ Имперіи Православной Церкви, не
имѣющей соборовъ, какъ постояннаго установленія.
Къ тому же существующій порядокъ, согласно
коему Министръ Внутреннихъ Дѣлъ разрѣшаетъ
съѣзды старообрядцевъ посвоему усмотрѣнію,вполнѣ
отвѣчаетъ какъ нуждамъ самихъ старообрядцевъ,
такъ и охраненію государственныхъ интересовъ:
послѣдніе могутъ быть нарушены, если, напримѣръ,
съѣзды будутъ стремиться стѣснять свободу менѣе
многочисленныхъ и, слѣдовательно, не столь влія¬
тельныхъ группъ старообрядцевъ, которыя почи не
будутъ имѣть на съѣздахъ своихъ представителей.
Комиссія не нашла возможнымъ согласиться ст.
мнѣніемъ представителей вѣдомства на томъ осно¬
ваніи, что съѣзды старообрядцевъ нс могутъ быть
отождествляемы съ церковными соборами. Къ тому
же разъ на дѣлѣ такіе съѣзды собираются, то для
государственной власти даже выгоднѣе узаконить
существующее явленіе, чтобы обезпечить за собою
возможность наблюденія и вмѣшательства въ дѣя¬
тельность съѣздовъ въ случаяхъ уклоненія ихъ отъ
законаго пути. Вмѣстѣ съ тѣмъ, представляется
неудобнымъ разрѣшить старообрядцамъ объеди¬
няться въ съѣзды на общемъ основаніи, такъ какъ
нельзя подводить подъ одинъ уровень съѣзды по
дѣламъ вѣры и, напримѣръ, профессіональные. Во
избѣжаніе давленія со стороны представителей
крупныхъ старообрядческихъ согласій на мелкія,
комиссія признала болѣе правильнымъ оговорить, і что объединеніе въ съѣзды старообрядческихъ об¬
щинъ происходитъ «по каждому отдѣльному вѣро¬
ученію или согласію'). 3. Объ образованіи старообрядческихъ общинъ.
По правительственному законопроекту для образо¬
ванія старообрядческой общины требуется (ст. 7)
заявленіе, подписанное не менѣе, чѣмъ 50 лицами.
Имѣя въ виду крайнюю разбросанность и малочи¬
сленность многихъ старообрядческихъ группъ, ко¬
миссія признала справедливымъ понизить указан¬
ную норму съ 50 человѣкъ до 12, тѣмъ болѣе, что
для образованія инославныхъ и иновѣрныхъ рели¬
гіозныхъ обществъ Министръ Внутреннихъ Дѣлъ
признаетъ достаточнымъ заявленіе 10 лицъ, какъ
это видно изъ соотвѣтствующаго законопроекта,
внесеннаго имъ въ Государственную Думу. По ст. 9 правительственнаго законопроекта зая¬
вленіе объ открытіи старообрядческой общины по¬
дается въ губернское или областное правленіе, ко¬
торое и разрѣшаетъ образованіе общины или отка¬
зываетъ въ немъ. Въ видахъ болѣе полнаго осуще¬
ствлены! свободы совѣсти, которое нельзя ставить
въ зависимость отъ доброй воли властей, комиссія
не признала возможнымъ согласиться съ доводами
представителей Министерства Внутреннихъ Дѣлъ,
указывавшихъ, съ одной стороны, на опастность
явочнаго порядка открытія общинъ въ виду суще¬
ствованія въ частности нѣкоторыхъ согласій, имѣ¬
ющихъ весьма свободные взгляды на бракъ, а, съ
другой—на тѣсную связь настоящаго вопроса съ
общимъ вопросомъ о порядкѣ образованія новыхъ
вѣроученій,составляющимъпредметъ особаго законо¬
проекта. Комиссія высказалась за' открытіе общинъ
явочнымъ порядкомъ, тѣмъ болѣе, что по формаль¬
нымъ причинамъ подлежащее учрежденіе можетъ
и при явочномъ порядкѣ отказать въ регистраціи
общины, а относительно общины, дѣятельность
коей представляла хотя бы малѣйшую опасность,
достаточнымъ средствомъ охраненія порядка яв¬
ляется право администраціи закрыть такую общину. Что касается, затѣмъ, учрежденій, коимъ должны
быть предоставлены регистрація и закрытіе общинъ,
то комиссія признала болѣе соотвѣтственнымъ от¬
нести то и другое къ вѣдѣнію подлежащихъ при¬
сутствій по дѣламъ объ обществахъ, вмѣсто губерн¬
скихъ правленій, не видя къ сему препятствій, во¬
преки мнѣнію представителя Министерства Внут¬
реннихъ Дѣлъ, во временномъ характерѣ назван¬
ныхъ присутствій, такъ какъ въ случаѣ изданія
закона объ обществахъ и союзахъ вмѣсто правилъ
4 марта 1906 г., въ законѣ о старообрядческихъ
общинахъ можетъ быть сдѣлано соотвѣтствующее
измѣненіе. 4. О сооруженіи зданій для молитвы. По ст. 4
правительственнаго законопроекта сооруженіе хра- '
мовъ. молитвенныхъ домовъ, скитовъ и обителей
разрѣшается старообрядцамъ губернаторами или
градоііачальниками. Для выдачи разрѣшенія необхо¬
димо: а) постановленіе общаго собранія членовъ
общины съ ходатайствомъ относительно предполо¬
женной постройки и б) соблюденіе въ представляе¬
момъ проектѣ постройки техническихъ требованій
строительнаго устава. Комиссія, выслушавъ заявле¬
ніе4 представителя Министерства Внутреннихъ Дѣлъ о несогласіи названнаго вѣдомства на примѣненіе
явочнаго порядка при сооруженіи молитвенныхъ
зданій старообрядцевъ, высказалась за разрѣши¬
тельный порядокъ съ той лишь оговоркою, что, въ
случаѣ несогласія мѣстной власти на постройку, во¬