Деяния Первого Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1909 г.

Содержание

ЧАСТЬ I

ЧАСТЬ 2

Телеграмма Собора на имя Государя Императора и ответ Государя

Приветствія Собору и адреса, поднесенные Председателю и Секретарю Собора

ГолосЪ Церкви (письма, присланныя ПредсоборнымЪ СовЬщаніямЪ)

ДокладЪ: О Церкви и ея ТаинствахЪ Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О всепагубномъ антихристе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О святыхъ пророкахЪ Енохе и Илiе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: ОбЪ антихристЪ и пророкахЪ И.И. Зыкова

ДокладЪ: О наставникахЪ и настоятеляхЪ Т.А. Худошина

ДокладЪ: О существе брака Т.А. Худошина

ДокладЪ; О таинствЪ св. крещенія въ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

ДокладЪ: О таинстве покаянія вЪ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

Брачный уставъ Московской Монинской моленной 1803 г. и канонЪ Всемилостивому Спасу, составленный Г. И. Скочковымъ

ДокладЪ: О брачномЪ каноне Г. И. Скочкова Д. В. Ватова

Брачный уставЪ Петербургской Общины

Докладъ: О старообрядческихЪ общинахЪ Д. В. Батова

Поморскій ответЪ сто пятый

Сообщенія

Постановленія Духовнаго Суда

Особыя мненія членовЪ Собора

ЧАСТЬ 3. Доклады по гражданским вопросамъ

ЧАСТЬ 4. Предсоборныя совещания

ЧАСТЬ 5.

ЧАСТЬ 6

OCR
4 Постановка воспитанія и образованія
подрастающаго старообрядческаго поколѣ¬
нія является вопросомъ первой важности,
отъ правильнаго рѣшенія какового зави¬
ситъ самое существованіе старообрядче-
тва. Цѣль бытія христіанъ—старообрядцевъ
заключается въ служеніи немногимъ осно¬
вамъ, созданнымъ Самимъ Богомъ, хра¬
нить которыя и твердо держаться ихъ
учили Святые Пророки, Апостолы и
Святые Отцы, а затѣмъ и первые
христолюбивые и многострадальные пред¬
ки наши. Этихъ святыхъ основъ и мы
должны держаться и впитать ихъ въ
кровь и плоть. Основы эти суть: крѣпко
стоять за Церковь Божію и вѣру христіан¬
скую, научить тому же и молодое поко¬
лѣніе, основательно подготовивъ его къ
жизни, чтобы оно вѣрой и правдой слу¬
жило Царю своему и мужественно оборо-
няло-бы землю Свято-Русскую, какъ это
дѣлали предки наши и какъ дѣлаемъ это
и мы сами. Улучшеніе старообрядчества въ самомъ
себѣ черезъ усовершенствованіе воли
человѣка и его разума зависитъ, разу¬
мѣется, отъ Церкви Божіей. Церковь
Божія является истинною школою ума и
сердца. Именно Она направляетъ и под¬
держиваетъ составляющихъ её членовъ
на пути религіозно-нравственнаго совер¬
шенствованія. А потому всякая школа не
должна быть отдѣляема отъ Церкви, ко¬
торая руководитъ школою и даетъ жизнь
ей для добраго воспитательнаго воздѣй¬
ствія на учащагося. Такъ, сами воспитываясь въ Церкви,
вы и дѣтей своихъ воспитывайте въ на¬
казаніи и ученіи Господнемъ, — говоритъ
св: апостолъ Павелъ (Ефес. УІ, 4). И чѣмъ глубже и полнѣе будутъ зало¬
жены школою завѣты Христа въ души ея
питомцевъ, тѣмъ легче имъ будетъ въ
жизни, при всѣхъ ея треволненіяхъ,
остаться добрыми чадами Матери Своей
Церкви. _ Во всѣхъ видахъ старообрядческой
школы низшей, средней и высшей должны
царить духъ Евангелія, благочестія и
старообрядческо-русской народности, какъ
основныя начала, на которыхъ покоится
просвѣтительная школьная работа. Только Евангельское откровеніе остает¬
ся незыблемымъ, только Слово Болйе
вноситъ въ умы и сердца людей ту стой¬ кость, которая необходима для человѣче¬
скаго благополучія. Поэтому и учитель,
взявшійся воспитывать молодое поколѣніе,
долженъ самъ проникнуться Евангельскимъ
ученіемъ, и только тогда онъ сможетъ въ
сердцахъ юношей вселить спокойствіе и
душевное равновѣсіе, столь необходимыя
для умственнаго развитія. Въ святомъ
Писаніи говорится: „Страхъ Господень
есть начало премудрости®. Возвѣщено это
было болѣе 3,000 лѣтъ назадъ и эта истина
проходитъ черезъ всю исторію человѣ¬
чества. Въ старообрядческой школѣ эта
глубочайшая мысль должна быть положена
въ основу. Старовѣрцамъ надо создать такую
обстановку учебнаго дѣла, надо подго¬
товить такихъ учителей—педагоговъ, что
бы юноши, ищущіе просвѣщенія, выхо¬
дили изъ школы крѣпкими въ древле-пра-
вославной вѣрѣ, твердыми въ русско на¬
родныхъ убѣжденіяхъ и способными здра¬
во и дѣловито разобраться въ жизненныхъ
противорѣчіяхъ и соблазнахъ. Школа, по¬
ложившая въ основу Бога, какъ источ¬
ника премудрости, не потребуетъ преоб¬
разованій, учебная система, тѣсно соеди¬
ненная съ древле-православной религіей,
будетъ наиболѣе живуча и наиболѣе со¬
отвѣтственна съ духомъ Христіанъ древ¬
няго благочестія. Школу при такихъ
прочныхъ устояхъ никогда не придется
подвергать коренной ломкѣ, такъ какъ
она прочно сольется съ многомилліон¬
нымъ старообрядческимъ народомъ и бу¬
детъ жить съ нимъ одною жизнью, дышать
съ нимъ одною дупіею и вѣровать однимъ
сердцемъ. Вотъ тѣ начала и основы, на
которыхъ должны быть созидаемы всѣ
старообрядческія школы. Въ нашемъ государствѣ существуетъ
три ступени школъ: низшая, средняя и
высшая. Низшая, средняя и высшая школы
подраздѣляются на много видовъ или ти¬
повъ, которыхъ я здѣсь перечислять не
буду. Какія-жъ школы намъ теперь нужны? Намъ, старообрядцамъ, слѣдуетъ, я ду¬
маю, остановиться пока на начальной
школѣ и школѣ для подготовки хорошихъ
учителей - старообрядцевъ. Первыя изъ
нихъ намъ нужно открывать при каждой
общинѣ или приходѣ и наименовывать её:
старообрядческое казенно-приходское учи¬
лище. Если же въ одномъ приходѣ дѣтей