Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
- 97 — Петръ и Петръ, богол* безнѣйшіе пресвитеры и представители блажен¬
нѣйшаго папы Адріана древняго Рима, сказали: «получивъ такого же рода
грамату. святѣйшій нашъ папа съ этою именно цѣлію послалъ насъ съ про¬
читанною уже отвѣтною граматою». Іоаннъ, боголюбезнѣйшій пресвитеръ и представитель восточныхъ архіе¬
реевъ, сказалъ: «это священное посланіе и благочестіе императора побудили
насъ придти сюда и избѣжать рукъ этихъ беззаконныхъ враговъ церкви». Святый соборъ сказалъ: «добрѣ привелъ васъ Богъ». Константинъ, боголюбезнѣйшій діаконъ и нотацій, сказалъ: «у меня въ
рукахъ граматы, посланныя съ востока; если прикажете, я прочитаю ихъ». «Святѣйшему и блаженнѣйшему господину и владыкѣ Тарасію, архіепи¬
скопу константинопольскому и вселенскому патріарху, архіереи восточные
желаютъ о Господѣ радоваться». «Блаженнѣйшій! получивъ всесвященныя и божественнымъ вдохновле¬
ніемъ внушенныя письмена вашей апостольской и отеческой святости, мы
смиренные и послѣдніе изъ пожелавшихъ жить въ пустынѣ, были объяты
трепетомъ и радостію,—трепетомъ потому, что боимся того, кому служить
мы осуждены за грѣхи наши, и кто рыщетъ кругомъ, какъ написано, и, такъ
сказать, ищетъ случая каждый день умертвить и погубить насъ,—радостію
же потому, что въ этихъ письменахъ, подобно лучамъ солнечнымъ, блистаетъ
точное изложеніе православной вѣры и яснѣйшимъ образомъ раскрывается
апостольское и отеческое ученіе. Припомнивъ въ настоящее время пѣснь про¬
рока Захаріи, отца словеснаго гласа, мы громогласно взываемъ: „посѣтилъ
есть насъ востокъсіяя намъ съ высоты теоретическаго и богомудраго
разума—намъ, сидящимъ во тмѣ и сѣни смерти, или злаго заблужденія, то
есть, аравійскаго нечестія, чтобы направить ноги ума нашего на путь и на
стези мирнаго житія. Да воспоетъ съ нами богоотецъ Давидъ: „кто возгла-
галетъ силы Господни, слышаны сотворитъ вся хвалы Ею*; потому
что Богъ умилостивился надъ отверженнымъ народомъ Своимъ и разстоящее-
ся соединилъ единствомъ вѣры. Онъ воздвигъ намъ рогъ спасенія (Лук. 1,
69) и исправленія въ домѣ и богопріятномъ храмѣ Единороднаго Сына Сво¬
его, Господа и Бога н Спасителя нашего Іисуса Христа. Этотъ рогъ вы,
святѣйшій, а также и занимающіе, по церковному установленію, второе мѣсто
(въ церкви), боговѣнчанные, побѣдоносные и богоизбранные императоры наши
и владыки вселенной. Священникъ есть освященіе и укрѣпленіе император¬
ской власти, а императорская власть есть сила и твердыня священства. Объ
этомъ одинъ мудрый государь и блаженнѣйшій изъ царей сказалъ: величай¬
шій даръ далъ Богъ людямъ: священство и императорскую власть; первое
охраняетъ и наблюдаетъ небесное, вторая, посредствомъ справедливыхъ за¬
коновъ, управляетъ земнымъ. Нынѣ поистинѣ средостѣніе ограды разрушено,
согласіе одержало верхъ надъ разногласіемъ, раздѣленіе уступило мѣсто еди¬
ненію и сгладилось всякое разномысліе; и миръ Божій, превосходящій всякій
разумъ, свѣтло торжествуетъ и безбоязненно господствуетъ. Ставъ въ насто¬
ящее время предметомъ поношенія для сосѣдей и предметомъ поруганія и
насмѣшекъ окружающихъ насъ народовъ и такимъ образомъ будучи затопта- 7