Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— п — насажденный и да будетъ исполнено слово Господа и Спасителя нашего
Іисуса Христа: врата адова не одолѣютъ ей и опять: Ты еси Петръ, и
на семъ камени созижду церковь Мою. И дамъ ти ключи царства: и
еже аще свяжеиіи па земли, будетъ связано на небесѣхъ: и еже разрѣ-
шиши на земли, будетъ разрѣшено на небесѣхъ (Мате. 1(і, 18 и 1У)».
Каѳедра св. Петра на всемъ земномъ шарѣ пользуется первенствомъ и учре¬
ждена съ тѣмъ, чтобы быть главою всѣхъ церквей Божіихъ. И какъ свягый
апостолъ Петръ, по заповѣди Божіей, самъ управлялъ церковію; такъ и впо¬
слѣдствіи (въ видѣ своихъ преемниковъ) всегда сохранялъ и сохраняетъ
первенство. Эта заповѣдь относительно (наименованія) церкви вселенскою
болѣе не должна относиться ни къ какой каѳедрѣ, кромѣ первой, всякій со¬
боръ утверждающей своею властію и охраняющей своей испытанной умѣрен¬
ностію. Мы сильно удивились, когда нашли, что въ вашихъ императорскихъ
указахъ, изданныхъ о патріархѣ царствующаго города, то есть о Тара сіи,
онъ также названъ вселенскимъ. Мы не знаемъ, по невѣдѣнію ли, или но
внушенію нечестивыхъ схизматиковъ и еретиковъ эго написано; но просимъ
убѣдительно вашу милостивѣйшую императорскую власть, чтобы онъ никогда
ни въ одномъ изъ своихъ писаній не подписывался вселенскимъ; потому что,
очевидно, эго противно постановленіямъ святыхъ каноновъ и преданію свя¬
тыхъ отцовъ. — Состоящему во второмъ разрядѣ никакъ нельзя носить это
названіе, развѣ только въ силу авторитета святой нашей католической и
апостольской церкви. Поэтому, если онъ называется вселенскимъ вопреки
волѣ выше его стоящей святой римской церкви, которая есть глава всѣхъ
церквей Божіихъ, то, очевидно, онъ показываетъ себя отступникомъ отъ свя¬
тыхъ соборовъ и еретикомъ,; потому что, если онъ есть вселенскій, то зна¬
читъ онъ признаетъ за собой такое же церковное первенство, какъ и наша
каѳедра; чтб покажется страннымъ всѣмъ вѣрнымъ христіанамъ; потому что
Самимъ Искупителемъ міра дано первенство и власть надъ всѣмъ міромъ
блаженному апостолу Петру, и чрезъ этого апостола, котораго преемниками
стали мы неопытные, святая католическая и апостольская римская церковь
до сего времени удерживаетъ и всегда будетъ удерживать первенство и силу
власти. Поэтому, если кто либо станетъ называть его вселенскимъ или дастъ
на то согласіе (чему мы не вѣримъ); то пусть знаетъ что онъ чуждъ право¬
славной вѣры и отступникъ отъ нашей святой католической и апостольской
церкви. Да и самъ Тарасій, патріархъ царствующаго города, послалъ къ намъ
соборное посланіе, исполняя древній обычай. Получивши и тотчасъ разсмот¬
рѣвши его, мы обрадованы были его исповѣданіемъ какъ правой вѣры, такъ
и догматовъ святыхъ шести соборовъ и догмата о почитаніи иконъ; но
опять были сильно возмущены и опечалены тѣмъ, что, бывъ избранъ изъ со¬
словія мірянъ и взятъ съ государственной службы, онъ вдругъ возведенъ иа
степень патріаршества и вопреки опредѣленію святыхъ каноновъ сдѣланъ
патріархомъ. И—стыдно сказать, но трудно и молчать—тѣ, которые до сего
времени должны были находиться подъ руководствомъ и которыхъ слѣдовало
учить, не краснѣя являются въ качествѣ учителей, не боятся и не стыдятся
принимать на себя путеводительство душами, тогда какъ имъ совершенно не