Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 70 - производить дождь; земля для того, чтобы приносить плоды; море служитъ
мореплавателямъ и не чувствуетъ зависти. Все служитъ человѣку или,
лучше сказать, образу Божію. Когда приносятъ вь города императорскіе пор-
іреты и изображенія и на встрѣчу имъ выходя гь судьи и простой народъ и
..издаютъ имъ почести; то они воздаютъ почести не доскѣ или изображенію,
.блитому воскомъ, но императору. Такъ и твореніе воздаетъ почести не зем¬
ному образу, но почитаетъ самый небесный образъ». Укажемъ также и на
■лова святаго Кирилла изъ толкованій его на евангеліе отъ Матѳея: „вѣра
изображаетъ Слово, которое есть образъ Божій, а также и то, какъ прине¬
сена Имъ искупительная жертва Богу за нашу жизнь, какъ Оно облекалось,
подобно намъ, плотію и содѣлалось человѣкомъ*. Онъ же немного далѣе: „не¬
обходимость образовъ доказываютъ намъ притчи, которыя посредствомъ
метафорическихъ выраженій, напримѣръ, „глаза* или „осязаніе*, передаютъ
сущность того, что ими означается и что не видимо созерцается мыслію*.
Изъ слова святаго Аѳанасія, епископа Александрійскаго, „о вочеловѣченіи
Господа* (о воплощеніи Бога—Слова), начинающагося словами: „Бъ предъ-
идущемъ словѣ, изъ многаго взявъ не многое,- но въ достаточной мѣрѣ, мы
разсуждали*.... Въ этомъ словѣ онъ говоритъ далѣе: „поелику написанный
на деревѣ ликъ сдѣлался невиднымъ отъ внѣшнихъ нечистотъ, то надобно
было опять притти Тому, чей это ликъ, чтобы на томъ же веществѣ можно
было возобновить изображеніе; ибо ради изображеннаго лика и самое веще¬
ство, на которомъ онъ написанъ, не бросается, но возстановляется на немъ
ликъ* '), и проч. Также изъ девятой главы третьей книги блаженнаго Амвро¬
сія къ императору Граціану: „когда мы почитаемъ божество и плоть, то ужъ
не раздѣляемъ ли Христа? или когда въ Немъ почитаемъ и образъ Божій
и крестъ, то не раздѣляемъ ли Его? Да не будетъ*. Изъ святаго Епифанія,
епископа Константіи кипрской: „неужели когда императоръ имѣетъ портретъ,
то уже два императора? Конечно нѣтъ! императоръ одинъ и при существо¬
ваніе портрета*. Изъ слова свягаго Стефана, епископа бострскаго, объ ико¬
нахъ святыхъ: „а относительно иконъ святыхъ исповѣдуемъ, что онѣ, какъ и
всякое дѣло во имя Божіе,—дѣло благое и святое, потому что иное дѣло икона
и иное дѣло идолъ или статуя Когда Богъ образовалъ Адама, то есть созда¬
валъ его, то сказалъ: сотворимъ человѣка по образу нашему и по подобію
(Быт. 1, 26). И сотворилъ Онъ человѣка по образу Божію. И такъ чтоже?
Такъ какъ человѣкъ есть образъ Божій; то онъ идолъ? онъ предметъ идоло-
поклоненія и нечестія? Да не будетъ. Если бы Адамъ былъ образомъ демо¬
новъ, то онъ былъ бы отверженнымъ; но такъ какъ онъ есть образъ Божій,
то достоинъ пріятія и почитанія. Всякое изображеніе, сдѣланное во имя
Господа, или ангеловъ, или пророковъ, или апостоловъ, или мучениковъ, или
праведниковъ—свято; потому что поклоненіе воздаетей не дереву, но тому,
что созерцается на деревѣ и что воспоминается. Всѣ мы почитаемъ началь¬
никовъ и съ любовію пріемлемъ ихъ, хотя они и грѣшники. Отчего же не
должны мы почитать святыхъ рабовъ Божіихъ? Почему въ память ихъ не 11) Твор. св. Аѳан. алекс. въ русск. пер. ч. 1-я. Мосцв. 1851, стр. 98 и 99.