Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
67 — иконы остаются вездѣ, гдѣ только есть христіане, п всѣ вѣрующіе воздаютъ
имъ почитаніе. Отъ видимаго образа нашъ умъ, въ своемъ духовномъ полетѣ,
возносится къ невидимому величію божества, когда созерцаетъ Господа во
плоти, которую Сынъ Божій благоволилъ принять ради нашего спасенія.
Этому Искупителю нашему, сущему на небесахъ, мы покланяемся и воздаемъ
хвалу духомъ, такъ какъ написано: Богъ Духъ есть (Іоан. 4, 24). Поэтому
божество Кто мы почитаемъ духовно. Мы обожаемъ не самыя иконы какъ
разглашаютъ нѣкоторые; да не будетъ сего! Нѣтъ; наша любовь и наше
стремленіе—любовь и стремленіе къ Богу и святымъ Его. Сохраняя чистоту
нашей вѣры, мы и иконы, подобно тому, какъ книги божественнаго писанія,
употребляемъ для напоминанія о томъ, кого мы почитаемъ. Творецъ нашъ,
Господь и Богъ, образовавшій человѣка изъ персти земной по образу и по
подобію Своему и просвѣтившій его даромъ прозорливости, одарилъ его сво¬
бодною волею. И уже самый первый человѣкъ, по божественному вдохнове¬
нію и въ то же время по своей собственной волѣ, далъ свои особенныя
имена всѣмъ животнымъ, и всѣмъ птицамъ небеснымъ, и всѣмъ звѣрямъ
земнымъ, и эти имена остались за ними навсегда. Также и Авель, воспла-
меневный божественнымъ Духомъ, по собственному изволенію сердца, при¬
несъ Господу дары отъ первородныхъ стада своего. Объ немъ мы читаемъ,
что Богъ призрѣлъ на Авеля и дары его. Затѣмъ и Ной, по окончаніи по¬
топа, по высшему вдохновенію, самъ но своему произволенію и по чувству
собственной изобрѣтательности создалъ алтарь Господу и на этомъ алтарѣ
принесъ Господу жертву всесожженія отъ всѣхъ чистыхъ животныхъ и птицъ.
Подобнымъ образомъ и Авраамъ, какъ написано, по собственному изволенію,
устроилъ алтарь въ честь и славу явившагося ему Бога. Такъ же поступилъ
и Іаковъ, когда, убѣгая отъ Исава брата своего, во снѣ видѣлъ ангеловъ
Божіихъ, восходящихъ на небо и нисходящихъ съ неба по лѣствицѣ, и съ
верху лѣствицы говорившаго къ иему Господа; возставъ отъ сна, онъ тот¬
часъ, по собственному изволенію, взялъ камень, который былъ у него подъ
головою, и постава ею въ столпъ (памятникъ), и возлія елей верху его, и
назвалъ это мѣсто Веѳилемъ, говоря: нѣсть сіе, по домъ Божій, и сія
врата небесная (Быт. 28,17 и 18). И всемогущій Богь не прогнѣвался на него
за то, что онъ, но своему желанію и усмотрѣнію, водрузилъ этотъ камень,
какъ памятникъ. Немного далѣе въ исторіи Бытія разсказывается, что Богъ
сказалъ ему: Я Богъ Веѳиля, гдѣ ты возлилъ елей на камень и далъ Мнѣ
обѣтъ. Вотъ, свѣтлѣйшіе государи, высокіе правители! все, что только дѣ¬
лается но человѣческому разумѣнію во славу Божію, не должно быть воспре¬
щаемо; все это совершенно пріятно Творцу нашему Господу. Тотъ же самый
Іаковъ облобызалъ верхнюю часть жезла сына своего Іосифа и сдѣлалъ это
вѣрою, какъ свидѣтельствуетъ объ этомъ блаженный Павелъ въ посланіи къ
Евреямъ (11, 21); такую честь оказалъ онъ не жезлу, но державшему его.
Такъ и мы по любви и приверженности къ Господу и святымъ Его, изобра¬
жая досточтимые ихъ образы на иконахъ, воздаемъ честь не доскамъ и крас¬
камъ, но тѣмъ, въ честь кого онѣ сдѣланы. Читаемъ также, что Моисею за¬
повѣдано было Господомъ Богомъ нашимъ: Т,И сотвори очистилище отъ