Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
58 — ніе къ архіепископу И.ііѣ и, бывъ не принятъ имъ, возбуждаетъ гнѣвъ въ
императорѣ, и йотомъ снова посылаетъ соборное посланіе въ Іерусалимъ въ
маѣ мѣсяцѣ, индиктіона шестаго, съ нѣкоторыми клириками и императорскими
воинами. Узнавъ объ атомъ, святый отецъ нашъ Савва явился въ святомъ
городѣ вмѣстѣ съ другими игуменами пустыни, изгналъ изъ святаго города
пришедшихъ съ соборнымъ посланіемъ отъ Севера, созвалъ отовсюду множе¬
ство иноковъ, которые, вмѣстѣ съ жителями Іерусалима, предъ священнымъ
лобнымъ мѣстомъ, кричали: «анаѳема Северу и сообщникамъ его»; тогда какъ
тутъ же находились и слышали это посланные императоромъ члены магистра¬
та, начальники и войска. Бывъ обольщенъ страшною гордостію и опираясь
на императорскую власть, этотъ Северъ забросалъ халкидонскій соборъ десят¬
ками тысячь анаѳемъ и, стараясь поддержать инославіе Евтихія, проновѣды-
валъ, что у Господа Христа, Сына Божія, и по воплощеніи Его отъ Дѣвы и
по вочеловѣченіи, одно естество, и, какъ любитель смятеній, измыслилъ мно¬
жество нововведеній, противныхъ правымъ догматамъ и законамъ церковнымъ;
такъ онъ принимаетъ второй ефесскій самый нечестивый и разбойничій со¬
боръ и говоритъ, что онъ одинаковъ съ тѣмъ, который былъ собранъ въ Кфе-
сѣ въ первый разъ; доказываетъ также, что одинаковы учители Кириллъ, бо¬
гоносный архіепископъ александрійскій, и Діоскоръ, который принялъ въ об¬
щеніе, какъ единомышленника своего, еретика Евтихія, а святѣйшаго и пра¬
вославнѣйшаго Флавіана, архіепископа царствующаго города, низвергъ н умерт¬
вилъ. Итакъ преуспѣвая въ нечестіи, этотъ Северъ изощрялъ свой языкъ въ
богохульствахъ и своимъ ученіемъ раздѣлялъ единую Троицу и нераздѣлимое
божество. Онъ говорилъ и утверждалъ, что ипостась есть естество и естество—
ипостась; не признавалъ никакого различія между этими терминами, и дер-,
залъ говорить, что святая и нокланяемая и единосущная Троица божествен¬
ныхъ ипостасей есть Троица (по числу) и естествъ и божествъ.—Итакъ импе¬
раторъ Анастасій принуждалъ архіепископа Илію принять въ общеніе этого
растлителя и губителя душъ. Когда же тогъ никоимъ образомъ не согла¬
шался этого сдѣлать; то императоръ, пылая гнѣвомъ, послалъ къ нему нѣко¬
его кесарійца Олимпія, военачальника палестинскаго, а вмѣстѣ съ тѣмъ от¬
правилъ и написанное въ Сидонѣ посланіе, исповѣдующее, что не слѣдуетъ
принимать собора халкидовскаго,—и все это для того, чтобы какимъ бы то
ни было образомъ удалить Илію съ енископіи. Этотъ Олимпій, явившись съ
императорскимъ полномочіемъ и обнародовавъ вышепоименованное посланіе,
при помощи многихъ комбинацій и махинацій, удалилъ Илію съ епископіи и
сослалъ въ Аилу, а Маркіанова сына Іоанна, согласившагося принять въ об¬
щеніе Севера и анаѳематствовать соборъ халкидонскій, сдѣлалъ епископомъ
іерусалимскимъ въ третій день сентября мѣсяца, въ началѣ одиннадцатаго
индиктіона. Освященный Савва и прочіе отцы этой пустыни, узнавъ, что
Іоаннъ согласился на это, собрались къ нему и совѣтовали ему не принимать
Севера въ общеніе, но терпѣть опасности за соборъ халкидонскій; при чемъ
всѣ они будутъ его поборниками. Такимъ образомъ Іоаннъ, боясь отцовъ,
нарушилъ данное военачальнику обѣщаніе. Но императоръ Анастасій, узнавъ,
что Іоаннъ нарушилъ обѣщанія, воспылалъ гнѣвомъ и за смертію Олимпія,