Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
52 такъ какъ онъ нѣсколько разъ былъ удаляемъ въ Римъ и позорнымъ обра¬
зомъ изгоняемъ первенствовавшими въ аріанской ереси. Когда же онъ воз¬
вращался и вступалъ нъ управленіе церковію, то враги его на время измѣ¬
нялись и присоединялись къ нему. Но, когда, по удаленіи его, они получали
смѣлость, то возвращались къ прежней ереси и воздвигали гоненіе противъ
благочестивыхъ. Поэтому то, я думаю, отецъ и говоритъ, чтобы таковыхъ
не принимать въ священство, такъ какъ онъ и православные много непрі¬
ятности потерпѣли отъ нихъ». Почтеннѣйшій иновъ Савва сказалъ: «отецъ сей не злопамятенъ». Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «это очевидно: потому что онъ
никому не воздавалъ зломъ за зло. Но ревнуя по Богѣ и ограждая церковь,
онъ не неразумно расточалъ свою благость, а отдавалъ предпочтеніе ревности
по Богѣ». Іоаннъ, почтеннѣйшій инокъ и мѣстоблюститель восточныхъ архіереевъ,
сказалъ: «прекрасно опредѣлена граница зта и служитъ предостереженіемъ
для слушающихъ». Иноки снова возразили и сказали: «увлеченныхъ и потерпѣвшихъ наси¬
ліе отецъ допускаетъ (къ священнымъ степенямъ). Итакъ пусть они скажутъ:
«были ли они увлечены и терпѣли ли насиліе? и потому ли отступили отъ
истины»? Ипатій и бывшіе съ нимъ енископы сказали: «Мы насилія не терпѣли,
не были также и увлечены; но, родившись въ этой ереси, мы въ ней были
воспитаны и возрасли». Ѳеодоръ, боголюбезнѣйшій епископъ катансвій, и бывшіе съ нимъ свя¬
тѣйшіе епископы сицилійскіе, занимавшіе вмѣстѣ съ Епифаніемъ, діакономъ
катанскимъ, мѣсто Ѳомы, епископа сардинскаго, сказали: «прочитанныя пра¬
вила святыхъ отцевъ были провозглашены относительно новатіанъ, энкрати-
товъ и аріанъ; къ которымъ же изъ нихъ отнесемъ начальниковъ этой ереси»? Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «Мы находимъ, что и Манихеи
не принимали иконъ, и маркіониты, а также и сливавшіе естества Христовы». Епифаній, діаконъ церкви катанской и мѣстоблюститель Ѳомы, епископа
сардинскаго, сказалъ: «вновь появившаяся нынѣ ересь менѣе прежде быв¬
шихъ или больше ихъ (пагубна)»? Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «Зло такъ зло и есть, особенно
въ дѣлахъ церковныхъ; что касается догматовъ, то погрѣшить ли въ маломъ
или въ великомъ, зто все равно; потому что въ томъ и другомъ случаѣ нару¬
шается законъ Божій». Іоаннъ, почтеннѣйшій инокъ и мѣстоблюститель восточныхъ архіереевъ,
сказалъ: «эта ересь есть зло худшее всѣхъ ересей. Горе иконоборцамъ! Ихъ
ересь хуже всѣхъ; потому что ниспровергаетъ домостроительство Спасителя». Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «сказанное отцомъ нашимъ Аѳа¬
насіемъ склоняетъ насъ къ тому, чтобы мы приняли ихъ, если только почтен¬
нѣйшіе епископы не провинились еще въ чемъ либо». Святый соборъ сказалъ: «пусть будутъ прочитаны и прочія свидѣтель¬
ства».