Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
ИСТОРИЧЕСКІЯ СВЪДЪНІЯ О СЕДЬМОМЪ ВСЕЛЕНСКОМЪ СОБОРЪ. В* царствованіе Льва исаврянина былъ въ Аравіи одинъ іудей Саран-
іапихій *), знаменишй чародѣй и фокусникъ. Опъ давно уже питалъ нена¬
висть къ христіане»! ь. Чтобы удовлетворить атому своему чувству, онъ отпра¬
вляется кг. Изиду, царю аравійскому, котораго зналъ какъ человѣка весьма
легкомысленнаго; выставляетъ себя предъ нимъ искуснымъ прорицателемъ и
обѣщаетъ ему долговременное владычество, если онъ удалитъ священныя из¬
ображенія не только изъ христіанскихъ храмовъ, но и вообще изъ предѣловъ
всего своего царства2). Тщеславный человѣкъ не пропустилъ мимо ушей тще¬
славнаго предсказанія. Онъ велѣлъ уничтожить нсѣ изображенія, гдѣ бы они
ни были,— въ храмахъ ли, или на площади. И когда христіане не хотѣли
исполнить этого повелѣнія, то его скоро исполнили (царскіе) драбанты изъ
евреевъ и арабовъ. Впрочемъ это ложное предсказаніе ни для кого не имѣло
такихъ гибельныхъ послѣдствій, какъ для предсказателя и его послѣдователя;
потому что чрезъ полтора года царь умеръ, а сынъ его и наслѣдникъ, Улидъ,
лишилъ жизни и еврея предсказателя, какъ виновника въ смерти отца 3)
Слухъ о низверженіи иконъ и о неслыханномъ нечестіи вскорѣ распростра¬
нился по всѣмъ христіанскимъ провинціямъ и всѣ стали проклинать такое
злодѣяніе. Хотя, безспорно, нѣкоторые изъ людей, иначе т. е. враждебно от¬
носившихся къ иконопЬчитанію, заразились примѣромъ Изида, особенно *) и
императоръ 3) и епископъ наколійекій Константинъ; но не мало также под¬
стреканій оба они нашли и въ сообществѣ съ какимъ-то е) Везеромъ, кото¬
рый родился отъ христіанскихъ родителей, но, бывъ отведенъ въ Сирію плѣн¬
никомъ, пропитался тамъ, въ обществѣ арабовъ, магометанскими суевѣріями.—
Получивъ потомъ свободу и возвратившись подъ власть римлянъ, онъ сна¬
чала подружился съ Константиномъ, а затѣмъ втерся въ особенную милость Ч Зері. Зуп. асі. 5. Аиеі. ЬІ8(. гпізс. ІіЪ. 21. 2опаг. е! Сесігеп. іп Ьеоп. 2) Хотя авторъ свѣдѣній и ссылается на Кедрина, но у послѣдняго не упо¬
минается Сарантапихій, а говорится неопредѣленно: пришли къ Изиду какіе-то
евреи. Самое названіе Сарантапихій—греческое (сорокалактевый). 3) У Кедрина: евреевъ, какъ лжепророковъ. 4) Аисі. Ьізі. шізееі. Іос. сіі. 5) Сегтапі, асі Доііаппеш ерізіоі. іп Зуп. 7. асі. 4. •) Аисі. тізс. иЬі зирга.