Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 38 — удостоилъ сего наименованія. Итакъ Онъ, добрый пастырь, поднявшій на
Свои рамена заблудшую овцу, пріобщившій отпадшаго человѣка къ Своему
стаду, къ ангельскимъ и служебнымъ силамъ Своимъ, примирилъ насъ въ
Себѣ Самомъ, разрушилъ средостѣніе преграды.— вражду,—плотію Своею и
даровалъ намъ мирное поприще. По этому-то Онъ проповѣдуя Евангеліе, го¬
ворилъ всѣмъ: Блажени миротворцы: яко тіи сыново Боэісги нарекутся
(Матѳ. 5, 9). Итакъ желая, чтобы наше благочестивое государство удостои¬
лось того блаженнаго состоянія, которое даруетъ намъ высокое званіе сыно-
положенія, мы спѣшймъ жизнь всей римской имперіи нашей направить къ
миру и единомыслію. Въ особенности же мы желаемъ позаботиться о благо-
устроеніи святыхъ церквей Божіихъ и этимъ достигнуть совершеннаго едине¬
нія іереевъ восточныхъ, сѣверныхъ, западныхъ и южныхъ. И по Божію бла¬
говоленію они присутствуютъ здѣсь въ лицѣ своихъ мѣстоблюстителей, при¬
несшихъ и отвѣты на соборныя посланія, отправленныя святѣйшимъ патрі¬
архомъ; потому что таковъ законъ относительно соборовъ и законъ этотъ су¬
ществуетъ искони во всей вселенской церкви.—Итакъ по благоволенію и вну¬
шенію Господа нашего мы созвали васъ, святѣйшихъ іереевъ Его, вводящихъ
людей чрезъ безкровныя жертвы въ завѣтъ съ Нимъ; и да будутъ опредѣле¬
нія ваши согласны съ опредѣленіями прежнихъ православныхъ соборовъ и
да возсіяетъ всѣмъ свѣтъ Духа: потому что никто не вжтаетъ свѣтиль¬
ника, по слову Господа, и не поставляетъ ею подъ спудомъ, но на свѣщ-
Ницѣ, и свѣтитъ всѣмъ, иже въ храминѣ суть. (.Мале. 5, 15). Такимъ
образомъ вы будете слѣдовать прежде преданнымъ намъ отцами нашими за¬
коноположеніямъ,—и святыя церкви Божіи пребудутъ въ мирныхъ отношені¬
яхъ. Мы такъ ратуемъ за истину, такъ ревнуемъ о благочестіи, такъ забо¬
тимся о церковномъ благосостояніи, такъ желаемъ утвердить древнія поста¬
новленія, что, оставивъ занятія дѣлами военными и попеченія о дѣлахъ по¬
литическихъ и поставивъ первымъ для себя дѣломъ возстановленіе мира во
вселенской церкви, мы не доставили себѣ въ трудъ созвать во второй разъ
священный этотъ соборъ; каждому изъ васъ мы даемъ право, безъ всякаго
опасенія, говорить все, что пожелаетъ, чтобы изслѣдованіе дѣла могло про¬
изводиться какъ можно тщательнѣе и чтобы истина была выяснена безъ вся¬
каго принужденія, да искоренится всякое разногласіе между церквами и да
соединитъ всѣхъ насъ союзъ мира. Когда святѣйшій патріархъ Павелъ, гото¬
вясь, по волѣ Божіей, разрѣшиться отъ здѣшнихъ узъ и. оставивъ эту жизнь,
переселиться къ тамошней жизни или лучше къ Господу Христу, отказался
сігъ епископства, посвятивъ себя монашеской жизни, и когда мы спросили
его: за чѣмъ ты это дѣлаешь? онъ отвѣтилъ: затѣмъ, что если я останусь до
смерти на епископіи этого богохранимаго и царствующаго города, то подпаду
подъ анаѳему всей вселенской церкви,—а такая анаѳема отводитъ во тьму
кромѣшнюю, приготовленную для діавола и ангеловъ его;—такъ какъ гово¬
рятъ, что здѣсь былъ соборъ, отринувшій живописныя иконы, которыя все¬
ленскою церковію защищаются, привѣтствуются и пріемлются для напомина¬
нія о первообразахъ. Это смущаетъ мою душу и наводитъ меня на мысль:
какъ избѣгну я суда Божія, находясь въ сношеніяхъ съ такими людьми и