Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 328 — чрезъ покаяніе получилъ отпущеніе нечестія. Знаю и то, что блудницы и
мытари были приняты чрезъ покаяніе; но ни одииъ изъ нихъ не былъ удо¬
стоенъ священства, кромѣ того случая, если сдѣлалъ это до крещенія. Знаю
нѣкоторыхъ иноковъ, которые, будучи въ мірѣ, были плѣнены блудомъ, а бу¬
дучи иноками подобно свѣтильникамъ блистали въ мірѣ аскетическою жизнію;
но ни одинъ изъ нихъ не вступалъ въ священство. Если же это и случалось,
такъ это не есть церковное правило. Мы знаемъ и про Марію, что она пре¬
жде была блудницею, а потомъ содѣлалась цѣломудренною; однакоже она не
была зачислена въ діакониссы, хотя и содѣлалась святою и изъятою отъ вся¬
каго постыднаго дѣла. Да и что говорить объ этомъ? Зная истинное ученіе
и будучи посвященъ въ тайны божественными апостолами и ихъ послѣдова¬
телями святыми отцами нашими, я смѣло и громко говорю, что епископъ,
или пресвитеръ или діаконъ, хиротонисованный за деньги, чуждъ священства;
потому что благодать Духа божественнаго не продается за деньги. Это—дѣло
каіафское, это изобрѣтеніе симоніанское; оно чуждо священнической чистоты.
Если Кто либо будетъ уличенъ въ блудодѣяніи послѣ крещенія, то пусть онъ
не будетъ принимаемъ во священство; это заповѣдуютъ божественные каноны.
Если же кто либо, совершившій это, будетъ возведенъ во священство; то,
какъ скоро будетъ узнано объ этомъ, да будетъ низложенъ. Всякій человѣкъ,
усердно кающійся во грѣхахъ въ надеждѣ на благость и человѣколюбіе Бо¬
жіе, освобождается отъ грѣховъ своихъ, какъ я сказалъ выше. При этомъ я
анаѳематствувэ Новата и приверженцевъ нечестивой ереси его, какъ уничи¬
жающихъ покаяніе іі не принимающихъ человѣколюбія Божія.— Также испо¬
вѣдую, что будетъ принятъ (Богомъ) и епископъ, рукоположенный за деньги,
если онъ покается: потому что Богъ благъ ко всѣмъ и милосердіе Его отвер¬
сто для всякаго кающагося. Такого Онъ вводитъ и въ царство Свое; но такъ
какъ но словамъ апостола іерей долженъ быть непороченъ, то хиротонисав¬
шій кого либо за деньги или хиротонисованный за нихъ чуждъ священетва,
какъ знаемъ это всѣ мы, чада церкви, наставленные каноническими опредѣ¬
леніями. Итакъ покаяніе прекрасно и благостно; оно возводитъ къ Богу и
освобождаетъ отъ грѣховъ. Я и самъ имѣю нужду въ милосердіи Его; знаю,
что Онъ человѣколюбивъ и принимаетъ всякаго, приходящаго къ Нему; ибо
Онъ сказалъ чрезъ пророка: глаголи ты беззаконія твоя прежде, да
оправдишися (Ис. 43,26) и: Рѣзвъ: иеповѣмъ на мя беззаконіе мое Госпо-
деви: и Ты оставилъ ееи нечестіе сердца моего. И: за то помолится
къ Тебѣ всякъ преподобный во время блаюпотребно (Псал. 31. 5—6).
Знаю, что и коринѳянинъ соблудившій былъ принятъ божественнымъ апосто¬
ломъ Павломъ, но не былъ возведенъ во священство. Если и отецъ сына,
оставившаго его домъ и пренебрегшаго имъ самимъ, по влеченію естествен¬
ной любви своей, принялъ, когда тотъ возвратился; то не тѣмъ ли болѣе
Отецъ всѣхъ насъ, Богъ, всякаго кающагося и принимаетъ и заключаетъ въ
свои объятія; потому что Онъ милосердъ? Онъ не хочетъ смерти грѣшни¬
ка, но еже вбратитися, и живу быти ему (Іезек. 33, 11). Въ Евангеліи
мы слышали слово Самого Господа, повѣствующее притчу о безумно провед¬
шемъ жизнь (и узнали), что Отецъ небесный принялъ его, когда тотъ раска¬
ялся; Онъ радуется о всякомъ грѣшникѣ кающемся. Великое орудіе—покая¬