Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 324 — Изъ толкованія святаго Василія на Исаію. „Законъ въ помощь даде, да рекутъ не якоже слово сіе, занъже
не лѣтъ дары даяти о семъ (Исаіи 8, 20). А законъ сей не то, чтб—сіе
слово чревовѣщателя; ибо не для обмана вымышляетъ, какъ это слово, но
онъ—учитель истины. Тѣ прорицаютъ за сребро; и что всего смѣшнѣе, обма¬
нываемые въ награду за ложь платятъ имъ серебромъ. А это слово, то есть,
слово закона, не таково, чтобы за него давать даръ, потому что никто не
продаетъ Божіей благодати. Сказано: туне пріясте, туне дадите (Матѳ.
10,8). Видишь ли, какъ вознегодовалъ Петръ на Симона, предлагавшаго се¬
ребро за благодать Духа? Сребро твое, говоритъ онъ, съ тобою да будетъ
въ погибель, яко даръ Божій непщевалг еси (ребромъ стяжати (Дѣян.
8, 20). Итакъ слово евангельское—не то, что продажныя слова чревовѣща¬
телей. Ибо кто можетъ дать достойное за нихъ вознагражденіе? Послушай
Давида, который недоумѣваетъ и говоритъ: что воздамъ Господеви о всѣхъ,
яже воздаде ми? (Псал. 115,3). Итакъ не лѣтъ дары даяти за сіе, дары
равноцѣнные благодати Его; одинъ даръ достоинъ—сбереженіе даруемаго.
Давшій тебѣ сокровище требуетъ за сіе не цѣны дарованнаго, но сбереженія,
которое было бы достойно дара“ <). Изъ посланія его же къ подчиненнымъ ему епископамъ о томъ,
что не слѣдуетъ рукополагать за деньги. «Думаютъ, будто бы не грѣшатъ, потому что берутъ не до рукоположе¬
нія, но по рукоположеніи. Но когда ни взять—все значитъ взять. Поэтому
умоляю васъ, оставьте этотъ доходъ, лучше же сказать, этотъ входъ въ ге¬
енну, и оскверняя руки такими дарами, не дѣлайте себя недостойными со¬
вершать чистыя таинства» * 2). Изъ жизни святаго Іоанна Златоустаго. Приступилъ ко всѣмъ епископамъ виновникъ растяженія слова нашего,
Евсевій, обвинитель шести прочихъ епископовъ, прося о принятіи его въ
общеніе. Нѣкоторые изъ епископовъ воспрекословили (этому, говоря), что не
должно принимать его, какъ клеветника. Тогда онъ обратился съ просьбою,
говоря: такъ какъ это дѣло изслѣдовалось въ продолженіе двухъ лѣтъ и дана
отсрочка для свидѣтелей; то прошу ваше боголюбіе, да будетъ мнѣ позволено
представить свидѣтелей теперь и сейчасъ же. Хотя и умеръ Антонинъ епи¬
скопъ, взявшій золото и рукоположившій, однако остаются въ жилыхъ давшіе
и рукоположенные. Настоящій соборъ счелъ справедливымъ приступить къ
разсмотрѣнію дѣла. И начинается разсмотрѣніе дѣла чтеніемъ записи о томъ,
что было сдѣлано прежде. Вошли свидѣтели, вошли и шесть давшихъ и руко¬
положенныхъ. Они сначала отказывались, но такъ какъ свидѣтели и изъ мі¬
рянъ и изъ пресвитеровъ, на которыхъ они повидимому полагались, твердо
стояли въ своихъ показаніяхъ; то они сперва отказывались, но когда свидѣ¬
тели обличали, припоминая и мѣста и времена и сказывая виды данныхъ О Твор. Вас. Вел. въ русск. пер. Ч. 2-я Москва 1845 г., стр. 308 309. 2) Тамъ же. Ч. 6. Москва 1847 г., стр. 146.