Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 322 — священнаго чина. Хотя онъ и получилъ благодать по имени, но слово не
согласуется съ дѣломъ; ибо никто не можетъ служить Богу и мамонѣ, какъ
мы научаемся изъ евангелія. (Матѳ. 6, 24). А такъ какъ мы слышали, что
Богъ чрезъ пророка взываетъ: священницы, глаголите въ сердце Іерусалиму
(Ис. 40, 2) и потомъ угрожаетъ и говоритъ: стражъ, аще увидитъ мечъ
урядущъ, и не вострубитъ трубою, и людіе не охранятъ себе, и па-
шедъ мечъ возметъ отъ нихъ душу, крове отъ руки стража взыщу
(Іезек. 33, 6); то, опасаясь обвиненія за молчаніе, мы возвѣщаемъ объ этомъ
всѣмъ предстоятелямъ подвѣдомственныхъ намъ церквей, чтобы имѣть дерзно¬
веніе сказать словами божественнаго апостола: чисты есмы отъ крове
(Дѣян. 20, 26) преступающихъ каноническія постановленія, а тѣмъ болѣе
рукополагающихъ или рукоположенныхъ за деньги. Божественный апостолъ
Петръ, коего и престолъ наслѣдовала ваша братская святость, отвергнулъ
таковыхъ, какъ и Симона волхва. А потому мы не колеблясь возвѣщаемъ
истину, сохраняя и содержа то, что преподано намъ въ правилахъ святыхъ
и всеславныхъ апостоловъ и преславныхъ отцевъ нашихъ и если что либо
изъ этого нарушено нѣкоторыми, то таковыхъ мы гнушаемся. Ваша братская
и архіерейская святость, законно и по волѣ Божіей исправляющая священно¬
начальническую должность, пріобрѣла громкую славу. Первый и великій
архіерей Христосъ Богъ нашъ сказалъ чрезъ пророка: живу Азъ, токмо
прославляющія Мя прославлю (I Цар. 2, 30). Ты, мужъ желаній духов¬
ныхъ, знай, что гораздо болѣе сносна нечестивая ересь Македонія и при¬
верженцевъ его, духоборцевъ. Эти (послѣдніе) пустословили, что Духъ святый
есть твореніе и рабъ Бога и Отца, а тѣ (посвящающіе за деньги), какъ
кажется, дѣлаютъ Духа собственнымъ своимъ рабомъ. Всякій господинъ все,
что имѣетъ, если захочетъ, продаетъ, раба ли то или что либо изъ своихъ
стяжаній; точно такимъ же образомъ и покупающій, желая сдѣлаться госпо¬
диномъ покупаемаго, пріобрѣтаетъ его цѣною серебра. Такимъ же образомъ
совершающіе зто беззаконное дѣло уничижаютъ Духа Святаго; они грѣшатъ
также, какъ и богохульствующіе, будто Христосъ изгоняетъ демоновъ о веель-
зевулѣ, а правильнѣе сказать они уподобляются Іудѣ, предавшему Христа
богоубійцамъ іудеямъ за цѣну серебра. А такъ какъ Духъ Святый едино¬
сущенъ Христу Богу нашему, то очевидно, что и они подвергнутся той же
участи. Если же Онъ не продается, а очевидно, что нѣтъ, то не подлежитъ
сомнѣнію, что нѣтъ въ нихъ благодати Святаго Духа, то есть, святыни
благодати -священства; они и не пріяли и не имѣютъ оной. Пусть они вспо¬
мнятъ о святомъ Петрѣ, который къ покусившемуся на это говоритъ такъ:
нѣсть ти части ни жребія въ словеси семъ (Дѣян. 8, 21). Если достоин¬
ство священства продается, го конечно излишни для нихъ честный образъ
жизни и пребываніе въ чистотѣ и добродѣтели. Излишенъ для нихъ и бо¬
жественный апостолъ Павелъ, научающій яко подобаетъ епископу быти
гіепорочну, честну, учителъну_ воздержагпелъну, трезвену, держащемуся
вѣрнаго словесе по ученію, да силенъ будетъ и утѣшати во здравѣмъ
ученіи, и противящіяся обличати (1 Тим. 3, 2; Тит. 1, 8—9). Все это
пренебрегается какъ продавцемъ, такъ и покупателемъ священства. Ниже
приведенныя священныя избранныя свидѣтельства показываютъ, что вовсе