Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
316 — равенъ Духу. Неужели святость Его могла увеличиться, когда Онъ въ Себѣ
Самомъ носитъ образъ Отчій и всегда неизмѣнно пребываетъ единосущнымъ
Духу? Нѣтъ! Духъ предъизображалъ Собою ту благодать, которая имѣла из¬
литься на насъ; потому что чего мы лишились въ Адамѣ, Лмъ богато ода¬
рены были чрезъ Христа и во Христѣ, и къ намъ возвратилось прежнее бо¬
гатство (даровъ нашей) природы. Итакъ если сказано, что благодать Духа
сошла и пребыла на Немъ, а отвергать, что Слово и послѣ этого сохранило
нашу природу, нельзя; то очевидно, что эта благодать перешла на весь родъ
(человѣческій). Какъ же послѣ этого еретики утверждаютъ, что мы поистинѣ
погрѣшили и идоламъ усвоили честь, которая должна быть воздаваема Богу?
Мы обогащены благодатію (освобождающею насъ отъ идоловъ) чрезъ Христа,
слѣдуетъ сказать (въ отвѣтъ) тѣмъ, которые предвосхищаютъ все себѣ. Да¬
лѣе если бы они сказали, что мы чрезъ Христа (дѣйствительно) удостоились
этихъ несказанныхъ благъ, но вслѣдъ за симъ опять подверглись прежнимъ
заблужденіямъ, такъ на это слѣдуетъ отвѣтить: значитъ, по ихъ мнѣнію, бла¬
годать, дарованная намъ Духомъ, сдѣлалась немощною, недостаточною и уже
не остается до конца съ тѣми, которые разъ содѣлались участниками ея. II
что можетъ быть нечестивѣе или несчастнѣе такого мудрствованія? Какимъ
также образомъ можетъ ощущать недостатокъ въ естествѣ своемъ и подле¬
жать какимъ либо ограниченіямъ Тотъ, Кто весь правда и всѣмъ подаетъ
животворную силу, то есть всесозерцающій и всемогущій Духъ Отчій? Или
какимъ образомъ говорится: Азъ съ вами есмъ во вся дни до скончанія
вѣка (Матѳ. 28, 20)? Но спасительный ли это—гласъ, если не видно, чтобы
содержащееся въ немъ обѣтованіе исполнилось на самомъ дѣлѣ? Вѣдь такое
обѣтованіе далъ Онъ находившимся тогда съ Нимъ святымъ апостоламъ. Ка¬
кимъ же образомъ они пребыли во плоти до скончанія міра, когда они оста¬
вались живыми но возвращеніи Его на небеса лишь малое время и закон¬
чили жизнь смертію, умерши въ силу общаго закона природы? Но даръ этого
благовѣстія перешелъ на насъ; мы подчинились ихъ проповѣди, и Христосъ,
обитавшій съ ними во плоти, въ теченіе всей нашей жизни пребываетъ съ
нами духовно. Итакъ въ настоящемъ случаѣ слѣдуетъ плакать о заблужденіи
еретиковъ, которые такъ презрительно отнеслись къ этому, отрицаютъ такіе
очевидные догматы, осмѣиваютъ божественныя обѣтованія, относящіяся къ
каѳолической церкви, нечестиво отвергая ихъ; такъ какъ церковь никогда не
отпадала отъ преданной ей вѣры, а пребываетъ, какъ сказано въ писаніи,
дѣвою чистою, и сохраняетъ непорочнымъ залогъ своего жениха Христа, то
есть, дарованную ей благодать Духа. Потому и Давидъ, предвозвѣщая мно¬
гимъ прежнимъ народамъ непоколебимость дарованной ей вѣры, провозгла¬
силъ: Богъ посредѣ ею и не подвижится (Пеал. 45, 6), ибо утверди все¬
ленную, яже не подвижится (Псал. 92,1), то есть, и тогда, когда обуре¬
ваютъ діавольскіе ковы. Хотя нѣкоторые изъ древнихъ н новѣйшихъ ерети¬
ковъ и хотѣли сокрушить твердыню даннаго ей евангельскаго обѣтованія, но
на самомъ дѣлѣ сами подверглись тому, что замышляли противъ нея; между
тѣмъ какъ она одна сохранилась во вѣки непоколебимою, согласно обѣтова¬
нію Того, Кто неложно сказалъ ей: Еда забудетъ жена отроча свое, еже
не помиловати исчадія чрева своего? аще же и забудетъ сихъ жена, но