Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
315 — могли даже помыслить это? Думающихъ такъ мы спросимъ: отъ чего это слу¬
чилось? Вслѣдствіе ли попущеніи нашего главы, или же вслѣдствіе того, что
хотя Онъ хотѣлъ, чтобы этого не случилось, но не могъ оказать намъ помо¬
щи? Развѣ зто не явное богохульство? Если святый Павелъ говорятъ правду,
называя Христа Сыномъ Божіимъ, Божіею силою и премудростію; то какимъ
образомъ, спрошу я, что бы то ни было изъ существующаго могло одержать
побѣду надъ непобѣдимою силою и премудростію Божіею, даровавшею всему
бытіе? Понятно,—если случилось это, то и все прочее уже не избѣжитъ та¬
кихъ же возраженій: какимъ образомъ Онъ можетъ до сихъ поръ называться
всемогущимъ Богомъ, могущественнымъ и сильнымъ Отцомъ, если то, чтб
прежде было подчинено Его могуществу, уже подпало подъ власть враговъ?
Или еще: на какомъ условіи Сынъ попустилъ, чтобы церковь снова рабо¬
лѣпно служила такимъ жестокимъ и немилосерднымъ духамъ, когда Онъ Самъ
обручилъ ее Себѣ Своею кровію и когда псалмопѣвецъ говоритъ: Яко по вы¬
сотѣ небеснѣй отъ земли, утвердилъ есть Господъ милость Свою па
боящихся Его (Псал. 102, 11)?—Если Онъ воплотился для того, чтобы
избавить насъ оіъ нихъ, какъ говорятъ пророческія изреченія, а между тѣмъ
мы не избавлены, какъ говорятъ еретики; то значитъ искупленія не было;
оно—мнимое, потому чго въ такомъ случаѣ Господь послужилъ намъ не
источникомъ радости, но причиною большаго и жесточайшаго рабства, сдѣ¬
лавъ нашихъ враговъ тѣмъ свирѣпѣе, чѣмъ больше мы смѣялись надъ ними,
считая себя уже освобожденными отъ нихъ. Но гдѣ же будетъ тогда имѣть
мѣсто безпредѣльное милосердіе, которое Онъ обѣщалъ утвердить надъ ними
по высотѣ небеснѣй отъ землр? Въ чемъ же проявляется его безпредѣль¬
ность? Или еще: какимъ, образомъ говорится, что Онъ удалилъ отъ насъ без¬
законія наши такъ же далеко, какъ далеко отстоитъ востокъ отъ запада (чѣмъ
изображается всецѣлое искупленіе), если мы и до сихъ поръ привязаны къ
тѣмъ же заблужденіямъ? И медиковъ мы тогда только считаемъ весьма опыт¬
ными, когда они оказываютъ (существенную) помощь посредствомъ своей на¬
уки кому либо, находящемуся вѣ постели и потерявшему свои тѣлесныя силы
и возвращаютъ ему прежнее его здоровье, когда они не на время только осво¬
бождаютъ его отъ боли, чтобы затѣмъ сдѣлать его предметомъ своихъ науч¬
ныхъ наблюденій, но когда теченіе жизни его дѣлаютъ вполнѣ надежнымъ и
снабжаютъ его предохранительными средствами на случай, если онъ по не¬
опытности своей сдѣлается снова жертвою тѣхъ же страданій. Точно также
и здѣсь; если справедливо, какъ это уже доказано, что Единородный Сынъ
Бога и Отца облекся въ наше естество, то очевидно, что Онъ богато ода¬
рилъ Его собственными благами и наполнилъ Его особенными дарами Духа,
чтобы затѣмъ оно болѣе не имѣло уже нужды въ комъ либо другомъ, такъ
какъ разъ навсегда оно получило силу отъ Того, Кто воспріялъ его Себѣ.
Это, я думаю, внушаетъ и блаженный евангелистъ, когда говоритъ, что во
время крещенія нашего Спасителя Христа Іоаннъ Креститель видѣлъ Духа
Святаго сходящаго съ небесъ и почившаго на Немъ; чѣмъ обозначалось, что
Онъ естество (наше) обогатилъ всевозможными дарами. Что касается отно¬
шенія (этого событія) къ собственному Его естеству, то конечно Онъ не
имѣлъ нужды въ сошествіи Духа съ небесъ, потому что Самъ Онъ во всемъ