Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 312 — блазны еретическаго злоумышленія, которые, какъ бы какіе камни, набросан¬
ные на дорогу нашей вѣры, силятся, сколько возможно, нечестиво воспрепят¬
ствовать желающимъ поспѣшить ко Христу, Который есть истинный путь, и
торопятся замереть имъ путь ко спасенію. И опять: подъ словомъ путь здѣсь
несомнѣнно разумѣется Господь нашъ Іисусъ Христосъ, какъ Самъ Онъ ска¬
залъ: Азъ еемъ путъ (Іоанн. 14, б). Итакъ опытнѣйшіе изъ іереевъ весьма
мудро и искусно, подъ руководствомъ Духа, очистивъ путь нашъ, т. е. ра¬
зумѣніе вѣры, отъ еретическихъ соблазновъ, какъ бы отъ какихъ камней, не
только обращаютъ ихъ на головы тѣхъ, которые набросали ихъ, но и облег¬
чаютъ и сглаживаютъ такимъ образомъ ввѣреннымъ имъ народамъ путь, ве¬
дущій къ жизни, такъ что всѣ могутъ это понять и сказать: Душа наша
яко птица избавися отъ сѣти ловящихъ: сѣть сокруіиися, и мы из-
бавлени быхомъ. Помощь наша во имя Господа (Псал. 123, 7 и 8).
Итакъ вотъ, слѣдуя Господнимъ заповѣдямъ, собрался божественный соборъ
священныхъ іереевъ, для изъясненія и формулированія, на основаніи отече¬
скаго ученія, досточтимаго таинства домостроительства Христова. Это не зна¬
читъ, чтобы это самое таинство они провозгласили народу въ первый разъ.
Почти за восемьсотъ лѣтъ ранѣе оно было уже провозглашено во всемъ мірѣ.
Они же чрезъ разъясненія божественнаго писанія только представили какъ
можно яснѣе приведенный Христомъ въ исполненіе совѣтъ (Божій) о спасе¬
ніи (рода человѣческаго), а еретиковъ сочли пораженными Самимъ'Духомъ
Отчимъ. Они знаютъ пророческое изреченіе, которое какъ бы отъ лица Божія
провозглашаетъ имъ объ этомъ, говоря: слушайте священники и заповѣ¬
дуйте дому израилеву (Амос. 3, 13), безъ сомнѣнія духовному. Соглашаясь съ
ними и мысля точно также, мы сорадуемся атому торжествующему хору и по
душевному желанію двигая перомъ стараемся сдѣлать для него возможное,
ознаменовать настоящее время приличными словами, увѣнчать настоящее
зрѣлище цвѣтами похвалъ; потому что нѣтъ никакого препятствія къ этому.
Конечно достигнуть этой цѣли вполнѣ мы, можемъ быть, будемъ не въ со¬
стояніи по причинѣ скудости и слабости ума своего; но то, чтб намъ доступ¬
но, мы поспѣшимъ сдѣлать. Часто и малый камешокъ принимаетъ видъ, что
способствуетъ устойчивости сложеннымъ вмѣстѣ большимъ камнямъ. Но ка¬
кова бы ни была наша рѣчь,—она должна быть высказана во всеуслышаніе;
и вы имѣете разсмотрѣть ее съ великою благосклонностію и одобрить руко¬
водясь богодухновеннымъ писаніемъ. О священнѣйшее стояніе! возстановите
снова и спасите человѣка, созданнаго по образу Божію, и постарайтесь воз¬
вратить ему первоначальную его красоту, которую онъ потерялъ по нерадѣ¬
нію; о чемъ весьма обстоятельно излагается въ заповѣдяхъ закона, въ повѣ¬
ствованіяхъ о людяхъ поступавшихъ по обыкновенію то хорошо, то худо, въ
священныхъ изреченіяхъ псалмовъ и въ притчахъ, излагающихъ ламъ нрав¬
ственную философію. Но невозможно было нашей природѣ, легко подпавшей
грѣху, возвратить себѣ прежнее достоинство, котораго она лишилась въ Адамѣ.
Понятно, она имѣла нужду въ иной болѣе могущественной и непобѣдимой силѣ,
которая бы исцѣлила ее отъ немощи и отъ язвъ и вмѣстѣ съ большею сво¬
бодою возвратила бы ей болѣе здравое состояніе. Подвигнутый Духомъ боже¬
ственнымъ ликъ пророковъ, зная это, въ разныхъ мѣстахъ и въ развообраз-