Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 311 — Великое дѣло все возносить къ Богу и не быть рабомъ своихъ пожела¬
ній; потому что Божественный апостолъ говоритъ: агце г/бо лсте, аще ли
піете, вся во славу Божію творите (1 Кор. 10, 31). И Христосъ Богъ
нашъ въ евангеліи своемъ повелѣлъ отсѣкать самые начатки грѣховъ; ибо
Онъ накалуетъ не только прелюбодѣяніе, но Имъ осуждено и движеніе мысли
къ совершенію прелюбодѣянія, такъ какъ Онъ говоритъ: иже воззритъ на
оюену, ко еже вожделѣти ея, уоюе любодѣііствова съ нею въ сердцѣ
своемъ (Мат. 5, 28). Итакъ, наученные этимъ, мы должны очищать свои по¬
мыслы, потому что хотя н вся лѣтъ суть, по не вся на пользу, какъ на¬
учаетъ насъ апостолъ (1 Кор. 10, 23). Итакъ всякому человѣку необходимо
ѣсть, чтобы жить, а тѣмъ, которые ведутъ брачную жизнь, имѣютъ дѣтей и
живутъ въ мірѣ, непредосудительно ѣсть вмѣстѣ мужчинамъ и женщинамъ,
только бы они благодарили Подателя пищи и ѣ.ш безъ всякихъ театраль¬
ныхъ безобразій, или сатанинскихъ пѣсней, безъ гитаръ и блудническнхъ
гласованій, на которыя падаетъ укоризна порока, гласящая такъ: Горе тѣмъ,
которые съ гуслъми и пѣвницами вино піютъ, на дѣла же Господня
^ не взираютъ, и дѣлъ руку Ею не помышляютъ (Ис. 5, 12). И если бы
гдѣ либо были таковые среди христіанъ, то пусть исправятся. Если же не
исправятся, то да будетъ соблюдаемо въ отношеніи къ нимъ то, что прежде
насъ изложено канонически. А тѣ, которые ведутъ жизнь тихую и однообраз¬
ную, какъ давшіе обѣтъ Господу Богу взягь на себя иго монашества, пусть
сядутъ на ед инѣ, и умолкнутъ (Плач. Іерем. 3, 28). Но и избравшимъ
жизнь священническую также совершенно не позволительно ѣсть съ женщи¬
нами въ частныхъ домахъ, развѣ только вмѣстѣ съ нѣкоторыми богобоязнен¬
ными и досточтимыми мужчинами и женщинами, чтобы и это общеніе трапе¬
зы вело къ духовному назиданію. Тоже пусть соблюдается и относительно
родственниковъ. Если же случится, что у монаха или человѣка священнаго
чина во время путешествія не будетъ насущныхъ потребностей, и онъ по
необходимости пожелаетъ найти убѣжище въ гостинницѣ или въ какомъ либо
домѣ, то ему дозволяется сдѣлать это, потому что необходимость вынуждаетъ
его къ этому. Похвальное слово, сказанное святому собору Епифаніемъ, діакономъ
церкви катанской, что въ Сициліи, и мѣстоблюстителемъ Ѳомы, ар¬
хіепископа острова Сардиніи. Воспріявъ Духа Божественнаго, весьма ясно предвидя совершенное Хри¬
стомъ искупленіе языковъ и не оставаясь въ невѣдѣніи относительно того,
какое множество человѣковъ имѣетъ получить чрезъ Него спасеніе, вророкъ
Исаія какъ бы отъ лица Божія предвозвѣстилъ удостаивающимся жребія над¬
зирать за священными овчарнями слѣдующее: Моими дверями входите и ве¬
дите народъ Мой и отбрасывайте камни съ пути (Ис. 62, 10). Какія разу¬
мѣются тутъ двери, если не богодухновенное писаніе и слова святыхъ про¬
роковъ? Изъясняя то и другое, пастыри разумныхъ овецъ отворяютъ какъ
бы двери предъ ихъ умственнымъ взоромъ и приводятъ ихъ къ широкой и
истинной двери, то есть, къ Господу нашему Іисусу Христу, Который истин¬
но содѣлался для насъ дверію ко Отцу, какъ Самъ Онъ говоритъ: Лзъ есмь
дверь (Іоанн. 10, 9). Далѣе камни, набросанные на дорогу, суть конечно со¬