Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 304 — 4. 0 томъ, чтобы епископы воздерживались отъ принятія какихъ бы то
ни было подарковъ. Проповѣдникъ истины, божественный апостолъ Павелъ, какъ бы пра¬
виломъ полагая д г я ефесскихъ пресвитеровъ или лучше для всего священни¬
ческаго сословія, съ дерзновеніемъ изрекъ слѣдующее: сребра, или злата,
или ризъ, ни единаго возжелать: вся сказахъ вамъ, яко тако труждаю-
щимся подобаетъ заетупати немощныя и помышляти, яко блаженнѣе
есть паче даяти, нежели пріимати (Дѣян. 20, 33, 35). Поэтому и мы,
бывъ научены имъ, опредѣляемъ, чтобы епископъ отнюдь не помышлялъ изъ
низкой корысти отыскивать въ грѣхахъ предлоги къ требованію золота, или
серебра, или чего либо другаго отъ подчиненныхъ ему епископовъ, или кли¬
риковъ, или монаховъ; потому что божественный апостолъ говоритъ: непра¬
ведницы царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 9) и: не должна суть
чада родителемъ снискати имѣнія, но родители чадомъ (2 Кор. 12,14)
Итакъ если кто либо окажется удаляющимъ отъ служенія или отлучающимъ
кого либо изъ подчиненныхъ ему клириковъ или запирающимъ честный храмъ,
(чтобы не совершалось въ немъ богослуженіе) ради вымогательства золота
или чего либо другаго или по какимъ либо личнымъ отношеніямъ; то тако¬
вой, какъ простирающій свое неистовство и на безчувственные предметы, по
истинѣ безчувственъ и долженъ быть подвергнутъ тому, чему подвергалъ
другаго, и обратится болѣзнь его на главу его (Псал. 7, 17). какъ пре¬
ступника заповѣди Божіей и апостольскихъ постановленій; потому что и вер¬
ховный апостолъ Петръ заповѣдуетъ, говоря: пасите еже въ васъ стадо
Божіе, посѣщающе не нуждею, но волею, и по Бозѣ: ниже неправед¬
ными прибытки, но уеердно: ни яко обладающе причту, но образи
бывайте стаду. И явлъшуся пастыреначалънику, пріимете неувядае¬
мый славы вѣнецъ (1 Петр. 5, 2—5). 5. О томъ, что поносящіе /клириковъ за то, что послѣдніе опредѣлились
въ церковныя должности и не сдѣлали подарка, подлежатъ епитиміи. Грѣхомъ къ смерти называется такой грѣхъ, когда совершающіе его
остаются неисправимыми. По хуже этого то, когда гордо возстаютъ противъ
благочестія и истины, предпочитаютъ мамону повиновенію Богу и не дер¬
жатся Его постановленій. Въ таковыхъ нѣтъ Господа Бога, если они еще
не смирились и не отрезвились отъ своего заблужденія; ибо имъ скорѣе слѣ¬
дуетъ прибѣгать къ Богу и съ сокрушеннымъ сердцемъ просить объ оставле¬
ніи этого грѣха и о прощеніи, а не тщеславиться неправеднымъ даяніемъ;
близь бо Господь сокрушеннымъ сердцемъ (Псал. 33, 19). Поэтому тѣхъ
изъ клириковъ, которые хвалятся тѣмъ, что поставлены въ церковный чинъ
за золото, и возлагаютъ надежды на этотъ гнусный обычай, отчуждающій
отъ Бога и отъ всякой іерархической степени, и потому съ наглымъ видомъ
открыто, бранными словами безчестятъ избранныхъ Святымъ Духомъ за
добродѣтельную жизнь и поставленныхъ безъ даянія злата,—такъ таковыхъ
клириковъ слѣдуетъ сначала низводить на послѣднюю степень ихъ чина;