Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 303 - непоколебимо постановленіе этихъ правилъ, изложенныхъ трубами Духа свя¬
тыми, всеславными апостолами, и шестью святыми и вселенскими соборами,
а равно соборами, помѣстно собиравшимися для изданія'такихъ заповѣдей,
и наконецъ святыми отцами нашими. Всѣ они были просвѣщены однимъ и
тѣмъ же Духомъ и узаконили полезное. И кого они предаютъ анаѳемѣ, тѣхъ
и мы анаѳематсгвуемъ, а кого изверженію, тѣхъ и мы отлучаемъ; кого же
подвергаютъ епитиміи, тѣхъ и мы также подвергаемъ; потому что возшедшій
до третьяго неба и слышавшій яеизреченные глаголы божественный апостолъ
Павелъ ясно взываетъ: не сребролюбцы нравомъ, довольны сущими.
(Евр. 13, 5). 2. О томъ, что хиротонисуемый епископъ долженъ давать обѣщаніе твердо
соблюдать эти правила, а въ противномъ случаѣ не хиротонисаться. Такъ какъ мы въ псалмопѣніи даемъ Богу такой обѣтъ: во оправданг-
ихъ Твоихъ поучуся, не забуду словесъ Твоихъ (Псал. 118, 16), то всѣмъ
христіанамъ спасительно сохранять это, въ особенности же пріемляющимъ
священническое достоинство. Поэтому опредѣляемъ, чтобы всякій, имѣющій
быть возведенъ въ санъ епископа, зналъ псалтирь въ совершенствѣ, дабы
могъ такимъ образомъ и всѣхъ своихъ клириковъ поучать изъ нея. Также
(опредѣляемъ), чтобы митрополиты до степени несомнѣннаго убѣжденія испы¬
тывали его, подготовленъ ли онъ къ тому, чтобы съ разсужденіемъ, а не
бѣгло читать священныя правила и святое Евангеліе, книгу божественнаго
Апостола и все Божественное писаніе, а также къ жизни согласной съ бо¬
жественными заповѣдями и къ ученію ввѣрѳннаго ему народа; такъ какъ
сущность нашей іерархіи составляютъ богопреданныя слова, то есть, истин¬
ное знаніе божественныхъ писаній, какъ изрекъ великій Діонисій.—Если же
онъ обнаружитъ колебаніе и не выразитъ радостной готовности такъ посту¬
пать и учить, то пусть не хиротонисуется, потому что Богъ пророчески из¬
рекъ: ты умѣніе отвергло еси: отвергу и Азъ тебе, еже не жречество-
вати Мнѣ (Ос. 4, 6). 3. О томъ, что епископъ не долженъ быть избираемъ мірскими властями. Всякое избраніе епископа, или пресвитера, или діакона, совершаемое
мірскими начальниками, должно оставаться не дѣйствительнымъ, согласно
правилу свят. апост. (30), которое говоритъ: «если какой либо епископъ,
воспользовавшись мірскими начальниками, чрезъ нихъ получитъ (епископскую)
власть въ церкви, то да будетъ онъ изверженъ и отлученъ и всѣ находящіеся
въ общеніи съ нимъ»: потому что имѣющему быть возведеннымъ въ епископы
слѣдуетъ быть избираемымъ епископами, какъ опредѣлено это бывшими въ
Никеѣ святыми отцами въ правилѣ, которое говоритъ: «Епископа поставлять
наиболѣе прилично всѣмъ епискодамъ мѣстнаго округа. Если же это затруд¬
нительно, или по стѣсняющимъ ихъ обстоятельствамъ, или по дальности пути,
то по крайней мѣрѣ три епископа, собравшись въ одно мѣсто, должвы произ¬
вести избраніе, впрочемъ такъ, чтобы и отсутствующіе имѣли въ немъ со¬
участіе, изъявляя свое согласіе посредствомъ граматъ. Утвержденіе же тако¬
выхъ дѣйствій по каждому округу должно принадлежать митрополиту» (пр. 4-е).