Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 301 — епископы свободно высказывали все, что считали нужнымъ. Послѣ эгого им¬
ператоры благоволили сказать собору слѣдующее: «пусть будетъ прочитано
во всеуслышаніе для нихъ и для всего окружающаго насъ христолюбиваго
народа провозглашенное вами опредѣленіе». Весь соборъ изъявилъ свое со¬
гласіе на это и Косма (Ѳома), боголюбезнѣйшій діаконъ и кувуклисій, про¬
читалъ опредѣленіе. По прочтеніи его, императоры сказали слѣдующее: «пусть
скажетъ святый и вселенскій соборъ, по общему ли вашему согласію провоз¬
глашено прочитанное опредѣленіе». Въ отвѣтъ на это епископы воскликнули:
«мы такъ вѣруемъ, всѣ такъ думаемъ и всѣ подписали его по общему одо¬
бренію. Это вѣра апостольская, ото—вѣра православная, эта вѣра утвердила
вселенную. Вѣруя ъет единаго Бога, въ Троицѣ воспѣваемаго, мы съ любовію
принимаемъ честныя иконы Его: думающіе иначе да будутъ анавема; мысля¬
щіе иначе да будутъ изгнаны изъ церкви. Мы слѣдуемъ древнему законопо¬
ложенію каѳолической церкви. Прибавляющихъ что либо къ (ученію) каѳоли¬
ческой церкви или отнимающихъ что либо отъ него мы анаѳематствуемъ. Мы
анаѳематствуемъ привнесенное клеветниками на христіанъ нововведеніе. Мы
принимаемъ честныя иконы. Думающихъ иначе мы подвергаемъ анаѳемѣ.
Заимствующимъ изъ Божественнаго писанія изреченія, направленныя противъ
идоловъ, и примѣняющимъ оныя къ честнымъ иконамъ, анаѳема. Не прини¬
мающему съ любовію святыхъ иконъ анаѳема. Обзывающимъ священныя ико¬
ны идолами анаѳема. Говорящимъ, что христіане прибѣгаютъ къ иконамъ,
какъ къ богамъ, анаѳема. Говорящимъ, что кромѣ Христа, Бога нашего,
другой похитилъ насъ отъ идоловъ анаѳема. Дерзающимъ говорить, что каѳо¬
лическая церковь когда либо принимала идоловъ, анаѳема! Собранію, жестоко
возставшему противъ честныхъ иконъ, анаѳема! Принимающему нечестивыя,
проникнутыя ихъ ересью, сочиненія, анаѳема! Лжеименному епископу ефес-
скому Ѳеодосію анаѳема! Сисиннію Пастиллѣ анаѳема! Несчастному Василію,
по прозванію трикаккаву, анаѳема! Троица искоренила ученіе трехъ. Анаста¬
сію, Константину и Никитѣ преемственно предсѣдательствовавшимъ на Кон¬
стантинопольской каѳедрѣ, какъ бы новымъ Арію, Несторію и Діоскору, ана¬
ѳема. Ересеначальникамъ Іоанну никомидійскому и Константину наколій-
скому анаѳема. Оии презрѣли икону Господа и святыхъ Его; и ихъ презрѣлъ
Господь». «Кто не исповѣдуетъ Христа Бога нашего описуемымъ, тотъ да будетъ
анаѳема». «Кто не допускаетъ изображенія евангельскихъ повѣствованій, тотъ да
будетъ анаѳема». «Кто не лобызаетъ иконъ, сдѣланныхъ во имя Господа и святыхъ Его,
тотъ да будетъ анаѳема». «Кто отвергаетъ всякое писанное и неписанное преданіе церковное,
тотъ да будетъ анаѳема». По провозглашеніи этого патріархъ поднесъ императорамъ прочитан¬
ный томъ опредѣленія и вмѣстѣ со всѣмъ соборомъ просилъ запечатлѣть
его и утвердить своими благочестивыми подписями. Тогда сіяющая счастіемъ
благочестивѣйшая императрица взяла и подписала его, а затѣмъ она пере¬
дала его соцарствующему ей своему сыну, чтобы и онъ подписалъ. Когда