Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 297 — маетъ, что эти изреченія божественнаго писанія говорятъ о служеніи духомъ?
Такъ подумаетъ развѣ только кто либо изъ безумныхъ и непонимающихъ
вовсе писанія и отеческаго ученія; потому что Іаковъ послужилъ не краю же
жезла, и Григорій богословъ заповѣдуетъ служить также не яслямъ. Конечно
нѣтъ. И мы, объемля животворящій крестъ, всѣ согласно воспѣваемъ: «кресту
Твоему покланяемся, Владыко, покланяемся и копію, пронзившему животво¬
рящее ребро Твоей благости». Словомъ «поклоненіе» здѣсь означается и цѣ¬
лованіе, каковое и воздается на самомъ дѣлѣ; потому что мы собственными
устами цѣлуемъ и крестъ и копіе. Правда и въ божественномъ писаніи и у
святыхъ отцовъ нашихъ, выражавшихся весьма точно, слово поклоненіе
(тіроа'/йѵт|аі;) часто встрѣчается относительно служенія духомъ, но (это зна¬
читъ только то, что) это слово, имѣя много значеній, между прочимъ озна¬
чаетъ и поклоненіе, соединенное съ служеніемъ (Богу). Иногда поклоненіе
воздается вслѣдствіе почитанія, любви и страха, какъ и мы покланяемся ва¬
шей свѣтлѣйшей и кротчайшей императорской власти.—Есть и другое покло¬
неніе, воздаваемое вслѣдствіе одного только страха, какъ Іаковъ поклонился
Исаву. Есть поклоненіе, оказываемое въ знакъ благодарности, какъ напри¬
мѣръ Авраамъ поклонился сынамъ Хеттеевымъ въ благодарность за поле,
которое онъ получилъ отъ нихъ для могилы женѣ своей Саррѣ. Еще кла¬
няются нѣкоторые своимъ власти гелямъ въ надеждѣ получить отъ нихъ воз¬
мездіе, какъ напримѣръ Іаковъ поклонился фараону.—Поэтому то въ боже¬
ственномъ писаніи, поучающемъ насъ: поклонитися Господу Богу твоему
и тому единому послужиши (Лук. 4, 8) о локлоненіи сказано просто, безъ
прибавленія «единому», такъ какъ слово поклоненіе имѣетъ различныя зна¬
ченія, хотя произносится всегда одинаково, а слово «послужиши» употреб¬
лено съ прибавленіемъ: «единому», и мы дѣйствительно приносимъ служеніе
свое единому Бог.у. Послѣ такихъ очевидныхъ доказательствъ для всѣхъ ясно
и несомнѣнно, что Богу угодно и пріятно, чтобы воздаваемо было поклоненіе
и лобызаніе иконнымъ изображеніямъ домостроительства Господа нашего Іи-,
суса Христа, а также изображеніямъ непорочной Богородицы и Приснодѣвы
Маріи и досточтимыхъ ангеловъ и всѣхъ святыхъ.—Если же кто либо не
такъ относится къ этому дѣлу, но колеблется и немощствуетъ относительно
поклоненія досточтимымъ иконамъ; то такого анаѳематствуетъ нашъ святый
и вселенскій соборъ, огражденный дѣйствіемъ Духа Божія, равно какъ и оте¬
ческими и церковными преданіями; и анаѳема есть ни что иное, какъ удале¬
ніе отъ Бога. Ріели же нѣкоторые, вооружаясь противъ этихъ опредѣленій,
подстрекаютъ другихъ и вредятъ своимъ душамъ, нанося оскорбленіе Христу
и услаждаясь своимъ коварствомъ противъ церкви; то таковые оказываются
безумно враждующими противъ благочестія и сообщниками и единомышлен¬
никами древнихъ еретиковъ. Мы послали къ вамъ братій и сослужителей
нашихъ, боголюбезныхъ епископовъ съ игуменами и клириками для того,
чтобы они разсказали и объяснили все сдѣланное нами и довели это до ва¬
шего высочайшаго слуха. А для того, чтобы придать силу и неоспоримость
тому, что опредѣлено нами, и чтобы удовлетворить вашу благочестивѣйшую
власть, мы присовокупили и отеческія свидѣтельства, заимствовавъ изъ мно¬
гаго немногое, чтб своею ясностію освѣщаетъ и подтверждаетъ истину.—Со¬