Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 296 — иконъ, а вводителей новоизмышленнаго пустословія мы выбросили далеко за
ограду церковную. Какъ руки и ноги движутся согласно съ движеніями души,
такъ и мы, получивши отъ Духа благодать и силу, при помощи и содѣйствіи
вашей власти, единогласно провозгласили благочестіе и проповѣдали исіину,
то есть,—что всячески слѣдуетъ принимать честныя иконы Господа нашего
Іисуса Христа, (поелику Онъ содѣлался совершеннымъ человѣкомъ), если
только они пишутся исторически вѣрно, согласно евангельскому повѣствова¬
нію, а также иконы непорочной Владычицы нашей святой Богородицы и
святыхъ ангеловъ, поелику они являлись въ человѣческомъ видѣ тѣмъ, кото¬
рые удостоились этого, а равно и иконы всѣхъ святыхъ. Равнымъ образомъ
слѣдуетъ изображать ихъ труды и подвиги на доскахъ, на стѣнахъ, на свя¬
щеннымъ сосудахъ и одеждахъ, согласно тому, какъ съ первобытныхъ вре¬
менъ принимала такія изображенія святая каѳолическая церковь Божія и
какъ это узаконено святыми первоначальными учителями нашими и ихъ
преемниками, божественными отцами нашими. Ыы узаконили также покла¬
няться ИМЪ (тгроахиѴЕіѵ), ИЛИ ЧТО ТОЖе лобызать ИХЪ (азттх'гаііаі). Оба эти
слова (т. е. ттроохоѵеіѵ и аз-а^гаііоп) имѣютъ одно и тоже значеніе; потому
что хоѵа’.ѵ въ древнемъ греческомъ языкѣ значитъ и цѣловать (яека^гз&аі) и
любить (гріХеіѵ), а предлогъ ~[М (къ) указываетъ на нѣкоторое увеличеніе
любви, какъ напримѣръ ?врш (только еще несу) и ттросгргрш (уже приношу),
хѳрш (случайно наталкиваюсь) и -розхирш (достигаю), хоѵш я ярот/оѵй (лобы¬
заю и воздаю поклоненіе). Это послѣднее—-розхиѵш—указываетъ собою на
лобызаніе и на любовь непрестанную; ибо что мы цѣлуемъ, то и любимъ,
тому кланяемся, и что любимъ и чему кланяемся, то конечно и цѣлуемъ,
какъ свидѣтельствуетъ объ этомъ и человѣческій обычай, соблюдаемый нами
по отношенію къ друзьямъ, особенно при встрѣчахъ, когда то и другое
выполняется. И не только теперь мы такъ дѣлаемъ, но тоже дѣлали и въ
древности; такъ какъ мы находимъ свидѣтельства тому въ божественномъ
писаніи. Такъ въ исторіяхъ царей написано: и Давидъ поста, и паде
на лице свое, и поклонися Іонаѳану трижды и облобыза его (1 Цар. 20, 41). Что такое, говоритъ Господь въ евангеліи о фарисеяхъ? Любятъ
ѵреждевозлеганія на вечеряхъ.... и цѣлованія на торжищахъ (Матѳ.
23, 6—7).,Очевидно, что здѣсь словомъ цѣлованіе (аагсаарлс) Онъ называетъ
поклоненіе (лросхоѵт)аі;). Имѣя о себѣ высокое понятіе и считая себя правед¬
ными, фарисеи страстно желали, чтобы всѣ имъ кланялись, а не того, чтобы
цѣловались съ ними въ уста. Цѣлованіе есть символъ скорѣе смиренія, а не
фарисейскихъ помысловъ. Затѣмъ цѣловалъ и божественный апостолъ Павелъ,
какъ пишетъ объ немъ въ Дѣяніяхъ Лука: бывшимъ же намъ во Іеруса¬
лимѣ, любезно пріяша насъ братія. На утріе же вниде Павелъ съ
нами ко Іакову, вси же пріидоша старцы. И цѣловавъ ихъ сказаше
по единому коеждо, еже сотвори Богъ во языцѣхъ служеніемъ его (Дѣян. 21. 17—19). Значитъ и здѣсь словомъ цѣлованіе по мысли апостола изобра¬
жается почтительное поклоненіе, какое мы оказываемъ другъ другу, какъ и
объ Іаковѣ сказано: поклонися на верхъ жезла его (Евр. 11, 21). Согласно
съ этимъ говоритъ и Григорій богословъ: «воздай почтеніе Виѳлеему и по¬
клонись яслямъ». Итакъ кто же изъ здраво и правильно мыслящихъ поду-