Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 295 — комъ злорѣчивымъ и тростію (перомъ), готовою къ его услугамъ, они воору¬
жились противъ изреченій, произнесенныхъ Самимъ Богомъ, а царское свя-
щеніе, народъ святой, лицъ, облекшихся во Христа и спасенныхъ благодатію
Его отъ идольскаго заблужденія, обзывали идолопоклонниками.—Имѣя ковар¬
ныя мысли, они' простерли свои беззаконныя руки на живописныя изображе¬
нія честныхъ иконъ. При этомъ, что было сдѣлано изъ (мозаическихъ) пли¬
точекъ, то они исковеркали, а что было сдѣлано изъ окрашеннаго воска, то
сгладили—и такимъ образомъ вмѣсто благолѣпія въ честныхъ храмахъ вышло
безобразіе. Съ тѣмъ вмѣстѣ они предали огню и то, что, въ воспоминаніе
о Христѣ Богѣ нашемъ и святыхъ Его, было изображено на доскахъ; кратко
сказать, они ограбили и привели въ безпорядокъ церкви наши.—Они были
въ одно и тоже время и ересіархами и іерархами; вмѣсто мира народу воз¬
вѣщали раздоръ, а вмѣсто пшеницы на пашняхъ церковныхъ посѣвали пле¬
велы; вино они мѣшали съ водою и поили ближняго вредною смѣсью. Будучи
на самомъ дѣлѣ аравійскими волками, они выдавали себя за облеченныхъ
овечьею кожею и. искажая истину, прилѣплялись ко лжи. Въ этомъ случаѣ
они, по выраженію пророка, яйца асиидска разбита, и поставъ паучин-
ный ткутъ, и хотяй отъ яицъ ихъ лети, разбивъ запортокъ (ею) и
обрѣте въ немъ василиска, преисполненнаго яда и смертоноснаго дыханія
(Исаіи 59, 5).—Такъ какъ дѣла находились въ такомъ положеніи и ложь
пожирала истину; то вы, кротчайшіе и мужественнѣйшіе императоры, не до¬
пустили, чтобы въ ваши времена существовало такое заразительное и душе¬
вредное заблужденіе; но постарались уничтожить его благодатію живущаго
въ васъ Духа, чтобы какъ церковныя дѣла, такъ и всѣ подчиненные нахо¬
дились въ добромъ порядкѣ и царство ваше управлялось мирно, согласно
значенію вашего имени (Ирина—миръ). Вы сочли невозможнымъ допустить,
чтобы о прочихъ вещахъ мы думали одинаково, а по отношенію къ самому
существенному въ жизни нашей, т. е. къ церковному миру, расходились и
резъединялись, и это въ то время, когда Христосъ есть глава, а мы, слѣдо¬
вательно, члены и должны составлять едино тѣло въ силу нашего единомы¬
слія и единовѣрія. Поэтому вы повелѣли собраться сему священному и много¬
численному собору нашему въ этой митрополіи никейской, чтобы мы, уничто¬
живши раздѣленіе, разстоящееся привели къ единенію, а недавно сотканную
изъ колючихъ нитей позорную одежду, то есть лжеученіе, разодрали я уни¬
чтожили и вмѣсто нея развернули хитонъ православія. И вотъ мы, послѣ¬
довавъ апостольскимъ 'и отеческимъ преданіямъ и, осмѣлюсь сказать, бывъ
соединены во едино всесвятымъ Духомъ и проникнуты единомысліемъ, согла¬
сно преданію каѳолической церкви и единодушному ученію шести святыхъ
вселенскихъ соборовъ, анаѳематствовали: безуміе Арія, сумасшествіе Македо¬
нія, безсмысленный умъ Аполлинарія, человѣкообожаніе ' Несторія, безумное
ученіе о сліяніи (естествъ во I. Хр.) Евтихія и Діоскора, далѣе пустословіе
Оригена, Дидима и Евагрія, и моноѳелитскія или злоѳелитскія ухищренія
Сергія, и Гонорія, и Кира, и Пирра, и другихъ единомышленниковъ ихъ.
Единомысленно и единодушно испросивъ слово Святаго Духа и почерпнувъ
отъ Него чистой воды, мы губкою божественныхъ догматовъ стерли и это
послѣднее, сродное имъ, нововведеніе, тщетно измышленное противъ честныхъ