Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
- 278 — нѣ Господа или непорочной Владычицы нашей и истиной Богородицы, или
святыхъ ангеловъ, или кото либо изъ святыхъ, приноситъ ей духовное, при¬
личное Богу служеніе. Итакъ да не соблазняетъ насъ это слово ихъ. Это
совѣтъ и ложное толкованіе діавольское. Григорій богословъ ниспровергаетъ
ѳто баснословіе; онъ увѣщеваетъ насъ,' говоря: «воздай почтеніе Виѳлеему и
поклонись яслямъ». Вмѣстѣ съ нимъ (дѣлаетъ тоже) и приснопамятный Мак¬
симъ, добрая слава котораго распространилась по всѣмъ церквамъ; разсуждая
съ нѣкоторыми мужами относительно дѣлъ церковныхъ, онъ ве'лѣлъ вынести
на середину божественное изображеніе честного креста, святое евангеліе и
святую икону и въ подтвержденіе того, что постановилъ съ ними, онъ обло¬
бызалъ всѣ эти священные предметы Аѳанасій же, имя котораго значитъ
«безсмертный», даетъ намъ весьма ясную заповѣдь въ посланіи къ Марцел-
лину, помѣщенномъ въ книгѣ Толкованія на псалмы, говоря такъ: «кто воз-
метъ книгу псалмовъ, тотъ обыкновенно оставляетъ ее, удивяясь въ ней,
какъ и въ другихъ писаніяхъ, пророчествамъ о Спасителѣ и покланяется
имъ».—Видишь ли? Божественный отецъ заповѣдуетъ намъ покланяться и
пророчествамъ о Спасителѣ; если же благочестивое дѣло покланяться этимъ
пророчествамъ, то не тѣмъ ли болѣе необходимо должны покланяться тѣ, ко¬
торые видятъ представленнымъ на иконѣ исполненіе пророческихъ изрече¬
ній?—Такъ пророчество говоритъ: се Дѣва во чревѣ пріидетъ и родитъ
Сына (Йс. 7, 14). Итакъ если мы увидимъ это пророчество представленнымъ
на иконѣ, то есть, увидимъ Дѣву объемлющую рожденнаго ею; то какимъ
образомъ мы потерпимъ, чтобы не поклониться этому изображенію или не
облобызать его? Кто изъ невѣжественныхъ умомъ осмѣлится возражать про¬
тивъ такого лобызанія? Итакъ содѣлаемъ себя достойными поклоненія имъ,
чтобы не подвергнуться подобно Озѣ наказанію, если будемъ приступать къ
этому дѣлу недостойно (2 Царст. 6, 6). Онъ прикоснулся къ ковчегу и тот¬
часъ погибъ (умеръ); потому что приблизился къ нему недостойно (6, 7),
хотя и ковчегъ тоже былъ украшенъ разными фигурами и былъ устроенъ
изъ древъ, какъ и иконы дѣлаются. Нѣкоторые говорятъ, что достаточно
имѣть иконныя изображенія для одного только напоминанія, но не лобызать
ихъ; одно принимаютъ, а другое отвергаютъ, и такимъ образомъ оказыва¬
ются какими то полулжецами, или отчасти лжецами, а отчасти говорящими
истину; потому что съ одной стороны исповѣдуютъ истину, а съ другой го¬
ворятъ ложь. О какъ они безумны! Итакъ если мы когда либо взводили об¬
виненія на православіе и истину, то теперь сдѣлаемся ихъ защитниками и
будемъ просить себѣ прощенія въ томъ, что мы порицали церковныя преда¬
нія. Во всемъ будемъ соблюдать заповѣди и законоположенія и будемъ по¬
ступать сотласно пророческому изреченію, которое говоритъ: не возвѣстися
ли тебѣ человѣче, что добро, или чесого Господъ ищетъ отъ тебе,
развѣ еже творити судъ, и любити милость, и готову быти еже хо-
дити съ Господемъ Богомъ твоимъ (Мих. 6, 8). Сверхъ сего укротимъ
свой гнѣвъ, обуздаемъ языкъ, чтобы воздерживатьек отъ постыдныхъ и пус¬
тыхъ рѣчей; взоръ свой сдѣлаемъ цѣломудреннымъ, чрево пріучимъ къ воз¬
держанію; будемъ усердны въ псалмопѣніи и молитвѣ, а за все дарованное
Намъ Богомъ будемъ приносить Ему благодареніе; устъ своихъ не будемъ