Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
- 277 — къ изнѣженности.—она показываетъ ему Илію, облеченнаго милостію и до¬
вольствующагося скудною пищею, а также Іоанна, одѣтаго въ .верблюжьи
кожи и питающагося дикимъ медомъ, а перстомъ указывающаго на Христа
и исповѣдующаго, что Сей есть нодъемлющій грѣхъ міра. Сверхъ того она
показываетъ Василія великаго и множество аскетовъ и иноковъ, измозжден-
ныхъ плотію. Чтобы не растянуть рѣчи, мы упомянули только о немногомъ,
а прочее предоставляемъ тщательно изслѣдовать своимъ слушателямъ:, ибо
все евангельское повѣствованіе изображено у насъ въ картинахъ и приво¬
дитъ насъ къ памятованію о Богѣ и наполняетъ сердце наше радостію.—
Когда все у насъ предъ глазами, то сердце людей боящихся Господа радует¬
ся, лице сіяетъ, душа изъ состоянія унынія переходитъ въ состояніе благо¬
душія и вмѣстѣ съ богоотцемъ Давидомъ воспѣваетъ: помянухъ Бога и воз-
веселихся (Пс. 76, 4). Итакъ, чрезъ это мы постоянно памятуемъ о Богѣ.
Чтеніе иногда и перестаетъ звучать въ честныхъ храмахъ, а живописныя
изображенія и вечеромъ и утромъ и въ полдень постоянно повѣствуютъ и
проповѣдуютъ намъ объ истинныхъ событіяхъ; потому что они постоянно пре¬
бываютъ въ храмахъ.—Итакъ примемъ преданіе церкви и почтимъ ея зако¬
ноположеніе. Не будемъ же подкапываться подъ этотъ благочестивый и за¬
конный обычай и не будемъ стараться возставать противъ древнихъ и закон¬
ныхъ опредѣленій —Все, что утверждается въ воспоминаніе о Богѣ, благо¬
пріятно Кму. Всѣ, дѣйствительно получившіе сыноположеніе въ каѳолической
церкви, суть участники этого преданія; а если нѣкоторые находятся внѣ его,
то, значитъ, они 'незаконныя дѣти, а слѣдовательно и не дѣти. Итакъ, мы
убѣждены, что употребленіе честныхъ иконъ въ церкви есть дѣло прекрасное,
что при помощи ихъ человѣкъ духовно приводится къ воспоминанію объ ихъ
первообразахъ, и что поэтому эти иконы, въ ознаменованіе нашего къ нимъ
почитанія, слѣдуетъ намъ и лобзать и съ любовію принимать и вообще ока¬
зывать имъ достодолжное поклоненіе. Угодно будетъ называть это любвеобиль¬
нымъ принятіемъ (иконъ) или почитаніемъ ихъ, это все равно; потому что
то и другое имѣетъ одно и тоже значеніе, если только подъ именемъ покло¬
ненія не разумѣть почитанія приличнаго одному Богу, такь какъ это почи¬
таніе совсѣмъ другое дѣло, какъ многократно было говорено. Одно только тре¬
буется, чтобы притекающій къ иконамъ былъ достоинъ приносить имъ по¬
клоненіе; если же онъ не достоинъ этого, то пусть сначала очистится и по¬
томъ уже пусть прибѣгаетъ къ честному иконному изображенію.—Да не бу¬
детъ сатанинскаго возстанія противъ поклоненія имъ, а также да удалится
страхъ, имѣющій въ основаніи своемъ ложные вымыслы, будто бы я, прибѣ¬
гая къ иконѣ и съ любовію принимая ее, оказываюсь человѣкомъ воздающимъ
ей служеніе духомъ (божеское почитаніе). Да удалится отъ насъ такая мысль.
Богоборцы и суесловы болтаютъ это по подражанію (библейскому) змію; и
онъ, приступивши къ женѣ, ложно нашептывалъ ей, говоря: что яко рече
Богъ: да не ясте отъ всякаго дѵева райскаго (Быт. Е гл.) *). Такъ и они
обольщаютъ (слабыя и) жен -таенныя сердца, говоря, что покланяющійся ико- Эго мѣсто приведено очень не точно: тутъ въ одно слиты и слова змія
къ женѣ и отвѣтъ жены къ змію.