Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 276 какъ и Георгія и Мансура. Даже изъ людей низкаго званія никто не взведетъ
такого богохульства на человѣка одной съ нимъ вѣры. Такое обвиненіе изъ-за
божественнаго изображенія креста и честныхъ иконъ, а равно и изъ за свя¬
щенныхъ приношеній Богу, христіане многократно терпѣли только отъ евре¬
евъ и агарянъ и другихъ невѣрныхъ, а христіанинъ никогда не взводилъ
такого обвиненія на своего единовѣрца. Впрочемъ праведникъ не доставляетъ
пользы нечестивцу, равно какъ солнце человѣку больному глазами. Такъ и
они, удалившись отъ истины и отвергнутъ церковные законы, предались кле¬
веталъ и пустословію и ни о чемъ болѣе не заботятся, какъ только о томъ,
чтобы наклеветать на христіанъ и іереевъ Божіихъ, будто они оставили
Бога живаго и истиннаго и служатъ иконамъ. Это—страстные охотники зло¬
словить, люди говорящіе необдуманно и безразсудно. И кто изъ боящихся
Господа явно не посмѣется надъ ними, или лучше кто не испуститъ горькаго
плача даже среди глубокой ночи объ такомъ нечестіи ихъ? И такъ какъ
они, по словамъ божественнаго апостола,—изобрѣтатели золъ, тщательно укло¬
няющіеся отъ обстоятельныхъ изслѣдованій и въ тоже время утвержающіе,
что ихъ пустословіе имѣетъ полную силу; то мы, при помощи Божіей, сдѣ¬
лавъ достаточно для совершеннаго ниспроверженія пустыхъ выводовъ лже-
именнаго знанія ихъ и заблужденіе ихъ, основанное на новой лжи, причис¬
ливъ къ древнимъ ересямъ, отсѣкли ихъ мечемъ Духа. Будемъ же теперь
наставлять умы слушающихъ; впрочемъ все очевидно разумѣвающимг и
(вся) права обрѣтающимъ разумъ (Притч. 8, 9), какъ справедливо это
представлялось такимъ приточнику и конечно самой истинѣ.—Святая каѳо¬
лическая церковь Божія различными и разнообразными путями привлекаетъ
родившихся въ ней къ покаянію и умѣнью соблюдать заповѣди Божіи; она
всѣ наши чувства стремится направить къ прославленію владычествующаго
надъ всѣми Бога, и стремится сдѣлать это при посредствѣ какъ слуха, такъ
и зрѣнія; и потому все, что совершено для нашего спасенія, представляетъ
взорамъ приходящихъ. Такъ, когда она кого либо отвлекаетъ отъ жадности
и сребролюбія, то показываетъ ему икону Матѳея, апостола изъ мытарей,
оставившаго страсть сребролюбія и послѣдовавшаго за Христомъ, затѣмъ—
Закхея, подымающагося на смоковницу, желающаго видѣть Христа и даю¬
щаго обѣтъ половину имѣнія своего отдать нищимъ и если у кого что при¬
своилъ, возвратить вчетверо. Постоянное разсматриваніе этихъ изображеній
на иконахъ служитъ къ охраненію цѣломудрія и къ непрестанному памято¬
ванію объ этомъ, чтобы (обратившійся) снова не возвратился къ своимъ не¬
чистотамъ. Затѣмъ, если встрѣтится человѣкъ, одержимый страстію блуда; то
церковь представляетъ (его взору) икону Іосифа цѣломудреннаго, который,
гнушаясь блуда и побѣдивъ его цѣломудріемъ, содѣлался для насъ примѣромъ
подражанія;. съ другой стороны она представляетъ взывающую о помощи
Сусанну ‘украсившеюся цѣломудріемъ и съ распростертыми руками и Даніила
предсѣдательствущимъ въ качествѣ судіи и исторгающимъ ее изъ рукъ без¬
законныхъ старцевъ; и памятованіе этихъ иконныхъ изображеній служитъ
къ охраненію цѣломудренной жизни. Церковь узнала, что человѣкъ проводитъ
жизнь въ роскоши, облекается въ мягкія одежды и на эти одежды истрачи¬
ваетъ то, что слѣдовало бы отдавать нищимъ, что вообще онъ пристрастился