Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 274 лжи, они провозглашаютъ то, что свойственно коварству самого діавола, го¬
воря: «вы истребили идолослуженіе». О есЛи бы оглохли наши уши, чтобы намъ
не слышать этого изреченія. Не будь, говоритъ приточникъ, въ тѣсной друж¬
бѣ съ женою блудницею (Притч. 5, 3). Желая опозорить (и осмѣять) ведущее
ко спасенію ученіе о домостроительствѣ, они чрезмѣрно предались всякаго
рода богохульству. И что намъ сказать противъ такой, достойной слезъ, яро¬
сти? Развѣ то же, что сказано божественнымъ Давидомъ но вдохновенію
Духа Святаго? Ядъ аспидовъ подъ устнами ихъ (Псал. 139, 3); гробъ от¬
верстъ гортань ихъ\ языки своими лщаху (Псал. 5. 10). По причинѣ
своихъ навѣтовъ они и отпадали отъ церкви и осуждены освободившимъ насъ
отъ идольскаго заблужденія Христомъ Богомъ нашимъ. Онъ, благоволившій
ради нашего спасенія содѣлаться совершеннымъ человѣкомъ, истребилъ вся¬
кое идолослуженіе. Такъ, чрезъ пророка Онъ сказалъ: вотъ идутъ дни и истреб¬
лю имена идоловъ отъ земли, и ктому не будетъ ихъ памяти (Зах. 13, 2).
Очевидно, что это пророчество относится къ Нему, а не къ власти импера¬
торовъ, какъ сказали они. —Отступникамъ свойственно эту милость и даръ
приписывать другимъ; христіане же, черпая изъ книги громогласнаго Исаіи,
взываютъ: не ходатай, ниже ангелъ, но Самъ Господъ спасе насъ (Ис.
63, 9). Если же, какъ они говорятъ, соборъ епископовъ и пресвитеровъ и
власть императоровъ похитили насъ изъ заблужденія идольскаго, то родъ че¬
ловѣческій находится въ заблужденіи относительно истины; потому что иной
спасъ его и иной хвалится совершеніемъ этого спасенія. Они сильно похва¬
ляются тѣмъ, что совершили искупленіе, тогда какъ отъ заблужденія и оболь¬
щенія идольскаго исхитилъ насъ Христосъ Богъ нашъ. О какая надменность
и какое безуміе! Отступивъ отъ истины, они ослѣпились умомъ и мыслію.
Предавшись лести, они блуждаютъ около собственныхъ помышленій и фанта¬
зій; будучи не въ состояніи произносить императорамъ благозвучныя и при¬
личныя похвалы, они во всеуслышаніе приписали имъ то, что относится ко
Христу Богу нашему. Имъ слѣдовало бы скорѣе высказывать подвиги ихъ
мужества, побѣды надъ врагами, подчиненіе имъ варваровъ, что многіе изо¬
бражали на картинахъ и на стѣнахъ, возбуждая тѣмъ любовь къ нимъ и со¬
ревнованіе въ (душахъ) видящихъ (эти изображенія); точно также—защище-
ніе ими покорныхъ имъ, ихъ совѣты, трофеи, гражданскія постановленія и
сооруженіе ими городовъ.—Вотъ похвалы, которыя дѣлаютъ честь императо¬
рамъ; онѣ возбуждаютъ хорошее расположеніе духа и во всѣхъ подчинен¬
ныхъ имъ. Но еретики, имѣя языки наостроенные и дыша гнѣвомъ и стрем¬
леніемъ къ обличеніямъ, хотятъ въ темномъ мѣстѣ подстрѣлить имѣющихъ
правое сердце и потому говорятъ такъ». Епископъ Григорій прочиталъ: «Вы разрушили замыслы нечестиво мыслящихъ: Германа, Георгія и
Мансура. Двоедушному Герману, почитателю дерева, анаѳема. Единомышленнику его Георгію, исказителю отеческаго ученія, анаоема. Мансуру, мыслящему посарацински, анаоема. Иконопочитателю и сочинителю лжи, Мансуру, анаѳема. Мансуру, клеветавшему на Христа и замышляющему зло противъ импе- пі а. я.ттядрмя..