Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 271 — лей. Если они суть отцы идолопоклонниковъ, то пусть скажутъ: учители они
какой либо части идолопоклонствугощей церкви или всей церкви? Если они
(учители какой-либо) части, то должны устремлять свои взоры на полноту
каѳолической церкви, огъ нея получать оправданіе и пожинать плоды истины,
подобно тому какъ всѣ отцы наши разрушенное еретиками исправляли и
разстроенное ими приводили въ согласіе. Но поелику каѳолическая церковь
блещетъ истиннымъ преданіемъ; то они, отдѣлившись отъ нея, думаютъ осу¬
дить ее всю. какъ погрѣшившую. И говорить страшно, но и молчать предо¬
судительно. По ихъ мнѣнію исчезло истинное исповѣданіе Христа и гибель
объяла все. Но да будетъ ото далеко отъ нашего слуха, какъ бы этого и
сказано не было! И такъ они будутъ поражаемы отвсюду; потому что дѣлать
живописное изображеніе честныхъ иконъ предано каѳолической церкви съ
первыхъ временъ и это преданіе отобразилось во святыхъ храмахъ: его
сохраняли нреемственно и принимали и святые отцы и весь сонмъ христіанъ.
Они не только отдѣлились отъ всего этого сонма, но, что всего хуже и ужас¬
нѣе,—крикъ ихъ анаѳемъ дошелъ до крайнихъ предѣловъ, подобно тому, какъ
было это въ Содомѣ и Гоморрѣ; и потому грѣхъ ихъ слишкомъ великъ. Кто
же послѣ этого будетъ въ состояніи переносить это безумное бѣшенство и
изображенія этихъ сатирическихъ ужасовъ? Ахъ, если бы они познали истину!
Вѣдь для всѣхъ, желающихъ благочестиво мыслить, очевидно, что какъ при
помощи того, что въ писаніяхъ раскрывается относительно святыхъ, мы
приходимъ къ воспоминанію о страданіяхъ ихъ, такъ и при помощи иконной
жи^рниси, разсматривая страданія ихъ, мы приходимъ къ воспоминанію ихъ
мужества и богоугодной жизни. Затѣмъ еретики опять заявляютъ себя благо¬
мыслящими, говоря такъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Кто не исповѣдуетъ, что всѣ святые, бывшіе отъ вѣка и до нынѣ,
угодившіе Богу и до закона и подъ закономъ и подъ благодатію, досточтимы
предъ очами Р]го какъ по душѣ, такъ и по тѣлу, и не проситъ молитвъ у
нихъ, какъ у имѣющихъ дерзновеніе, согласно церковному преданію, ходатай¬
ствовать о мірѣ,—анаѳема» Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Когда они сказали: «согласно церковному преданію», то имъ нужно
было сказать: кто не принимаетъ иконныхъ живописныхъ изображеній,—
анаѳема; потому что употребленіе иконъ основывается въ каѳолической церкви
на вполнѣ древнемъ преданіи и законно принято въ ней для напоминанія
намъ о первообразахъ. Но (еретики) безсовѣстно отвергнувъ это преданіе
на погибель себѣ, говорятъ каѳолической церкви: мы путей твоихъ не хотимъ
знать. Высказавъ такое сужденіе, они съ тѣмъ вмѣстѣ отвергли и попрали
своимъ сочиненіемъ и приношеніе ходатайствъ предъ Богомъ. И это знаютъ
всѣ; ужъ таковъ обычай еретиковъ, что какъ скоро они принебрегли истиною
въ одномъ словѣ и (разъ) совратились съ пути истиннаго, то впадаютъ уже
во многія и различныя заблужденія. Это отъ того, что истина однообразна,
а ложь разнообразна. Такъ и аріане, называя Бога Слово тварію, наряду
съ этимъ нечестивымъ своимъ богохульствомъ, пустословили, что хотя Онъ
и вочеловѣчился, но не принялъ души. Также и несчастный Евтихій, думая,