Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
268 — ѳема; потому что чрезъ это онъ измышляетъ какое то странное сліяніе двухъ
естествъ». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Гнусная ложь нерѣдко присоединяется къ правой рѣчи. Такъ и они
ложно и несправедливо отвергаютъ приготовленіе иконъ, какъ будто бы оно
противорѣчитъ нераздѣльному и несліянному и ѵпостасному соединенію двухъ
естествъ во Христѣ и какъ будто бы чрезъ это вводится сліяніе естествъ.
Впрочемъ они не связали истины Божіей. «Христосъ» есть имя, обозначаю¬
щее два естества, одно видимое, а другое невидимое. Но чрезъ эту завѣсу^
то есть чрезъ плоть, люди зрѣли Самого Христа. Хотя при этомъ божествен¬
ное естество Его и было сокрыто, но Онъ обнаруживалъ Его посредствомъ
знаменій Своихъ.—Итакъ святая церковь Божія какъ приняла отъ святыхъ
апостоловъ и отцовъ, такъ и представляетъ людямъ тотъ же самый видимый
образъ, но не раздѣляетъ Христа, какъ они суесловя клевещутъ на нее. Икона
конечно только ііо имени имѣетъ общеніе съ первообразомъ, а не но самой
сущности, какъ мы часто говорили; потому что она не имѣетъ и души, кото¬
рую невозможно описать, такъ какъ душа тоже невидима.—Если не возможно
живописно изобразить и душу, хотя она и создана; то не тѣмъ ли болѣе ни¬
кто, даже человѣкъ вовсе лишившійся ума, не подумаетъ изображать чув¬
ственнымъ образомъ непостижимое и неизслѣдимое божество Единороднаго?
Итакъ болѣзнь -ихъ обратилась на головы ихъ. Анаоема, которую они суе¬
словя изрекли, пребудетъ вѣчно на нихъ самихъ. Далѣе они говорятъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Кто одною чистою мыслію отдѣляетъ плоть, соединившуюся съ ѵпоста¬
сію Бога Слова, и вслѣдствіе этого старается изобразить ее на иконѣ,--ана¬
ѳема». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Святый Григорій богословъ такъ говоритъ: «если естества отдѣльно
представляются нашимъ мышленіемъ, то различаются и имена». Да и весьма
многіе изъ отцевъ держались этой мысли; потому что и по самой истинѣ это
оказывается такъ. Между тѣмъ эти еретики, отступивши отъ истины и оте¬
ческихъ преданій, говорятъ такъ: «кто отдѣляетъ плоть, соединившуюся съ
ѵпостасію Бога Слова». Такимъ образомъ они даже .въ этомъ оказываются
несогласными съ выраженіемъ святыхъ отцовъ, а напротивъ очевиднѣйшимъ
образомъ враждуютъ противъ истины и на каѳолическую церковь клевещутъ,
будто бы она думаетъ одинаково съ Несторіемъ. Оставаясь послѣдователь¬
ными себѣ, они присовокупляютъ». Епископъ Григорій прочиталъ: «Кто одного Христа раздѣляетъ на двѣ ѵпостаси, отчасти считая Его
Сыномъ Божіимъ, а отчасти Сыномъ Дѣвы Маріи, а не однимъ и тѣмъ же,
и исповѣдуетъ, что единеніе между ними совершилось относительное, и по¬
тому изображаетъ Его на иконѣ, какъ имѣющаго особенную ѵпостась, заим¬
ствованную отъ Дѣвы,—анаѳема». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Вотъ сколько наговорили они, кружась вокругъ самихъ себя; почти
что нѣтъ возможности исчислить то, что они насуесловили. Нашедши нече¬