Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 267 — пропитаны ненавистью къ честнымъ иконамъ. Поэтому-то они и впадаютъ въ
мысли, содержащія богохульство; будучи преданы въ неразуменъ умъ, они
говорятъ еще»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Кто неописуемое существо Бога Слова и ѵпостась Его старается,
вслѣдствіе воплощенія Его, описывать на иконахъ человѣкообразно, посред¬
ствомъ вещественныхъ красокъ, и болѣе уже не мыслитъ, какъ богословъ,
что Онъ и по воплощеніи тѣмъ не менѣе неописуемъ,—анаѳема». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Они заболѣли непониманіемъ значенія церковныхъ преданій и, под¬
вергнувшись этой смертоносной болѣзни, повредили свой умъ; потому то они
такъ и говорятъ и къ правой рѣчи примѣшиваютъ обольщеніе и обольщаютъ
умъ свой, сливая съ неописуемымъ естествомъ Бога Слова описуемую и вос¬
принятую Имъ плоть. Это весьма ясно видно изъ ихъ словъ, «что Онъ и по
воплощеніи неописуемъ». Находили ли эти суетные философы хотя гдѣ либо
и когда либо такое легкомысліе? Дѣло совершенно богохульное Господа Іису¬
са Христа, истиннаго Бога нашего, называть неописуемымъ послѣ Его во¬
площенія, въ особенности когда Онъ учепикамъ Своимъ сказалъ: Лазарь другъ нашъ уст и радуюся васъ ради... яко не бѣхъ тамо (Іоанн. 11, 11 и 15). Неужели выраженіе: «не бѣхъ тамо» не есть указаніе на опи-
суемость? Да! Вполнѣ есть. Но мы умалчиваемъ о томъ, что сказано въ Еван¬
геліи объ Іисусѣ Христѣ до Его страданія; я разскажу о томъ, чтб случилось
но воскресеніи. Явившійся женамъ ни въ какомъ случаѣ не былъ неописуемъ;
явиться двумъ ученикамъ есть признакъ описуемости; войти при заключен¬
ныхъ дверяхъ и быть осязаннымъ Ѳомою, что другое означаетъ, какъ не
описуемость? Что ученики шли въ Галилею и тамъ увидѣли Его и поклони¬
лись Ему, это означаетъ тоже самое. А что касается того, что ученики смо¬
трѣли, какъ Онъ возносится на небо, и что ангелъ предсталъ и сказалъ имъ:
мужіе галилейстіи, что стоите зряще на небо; Сей Іисусъ, вознесыйся
отъ васъ на небо, такожде пріидетъ, имже образомъ видѣсте Ею
идуща на небо (Дѣян. 1, 11), такъ развѣ это не свидѣтельство описуемости?
Да! Вполнѣ свидѣтельство. Такъ учили и всѣ богоносные отцы наши. При¬
томъ же для людей благомыслящихъ очевидно, что какъ Богъ и Слово Бога
и Отца Онъ невидимъ, неописуемъ и непостижимъ, и находится на всякомъ
мѣстѣ владычества Своего. Съ той же стороны, что Онъ воспринялъ естество
человѣческое, Онъ и видимъ и описуемъ, какъ Онъ Самъ сказалъ ученикамъ
Своимъ, что Онъ «не былъ тамъ». Притомъ же Онъ доступенъ нашему ощу¬
щенію, какъ увѣрилъ насъ въ эхомъ Ѳома. Итакъ, вслѣдствіе одного своего
богохульства, во множество золъ впадаютъ вводителн этого безсмысленнаго
ученія, клевещущіе на христіанъ.—Они продолжаютъ свои клеветы далѣе и
провозглашаютъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Кто старается написать на иконѣ нераздѣльное и ѵпостасное соедине¬
ніе естества Бога Слова и плоти, то есть, то единое несліянное и нераздѣль¬
ное, что образовалось изъ обоихъ, и называетъ это изображеніе Христомъ,
между тѣмъ какъ имя Христосъ означаетъ вмѣстѣ и Бога и человѣка,—ана¬