Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 266 — и огь нея родившимся непостижимо ни для какого пониманія,—анаѳема. Кто
не исповѣдуетъ, что Еммануилъ есть поистинѣ Богъ и что посему святая
Дѣва есть Богородица, потому что она по плоти родила Слово Божіе, сдѣ¬
лавшееся идоіію,—анаѳема. Кто не исповѣдуетъ, что Слово Бога Отца ѵпо¬
стасно соединилось съ плотію п вмѣстѣ съ' Своею плотію Оно есть единъ
Христосъ, то есть, что Оно есть вмѣстѣ и Богъ и человѣкъ,—анаѳема. Кто
не исповѣдуетъ, что плоть Господня животворяща и что она есть собственная
плоть Слова Божія и Отчаго, но считаетъ ее плотію кого либо другаго, со¬
единившагося съ Нимъ въ силу своихъ заслугъ, и дѣйствительно болѣе не
считаетъ уже ее животворящею, не признаетъ, какъ мы сказали, что она со¬
дѣлалась собственною плотію имѣющаго силу оживотворять все Слова,—ана¬
ѳема. Кто не исповѣдуетъ двухъ естествъ единаго Христа, истиннаго Бога
нашего, и двухъ естественныхъ хотѣній и двухъ естественныхъ дѣйствій, со¬
гласно ученію святыхъ отцевъ, нераздѣльными, неразъединяемыми и несліян-
ными,—анаѳема. Кто не исповѣдуетъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ
вмѣстѣ съ Своею плотію, одушевленною разумною мыслящею душею, возсѣ¬
даетъ (на престолѣ славы) вмѣстѣ съ Богомъ Оіцомъ и съ отеческою своею
славою придетъ судить живыхъ и мертвыхъ, что Онъ не плоть, но и не без¬
тѣлесенъ, такъ что Онъ и видимъ былъ своимъ мучителямъ и оставался Бо¬
гомъ внѣ грубой тѣлесности,— анаѳема». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «До сихъ поръ они остаются благомыслящими и говорятъ согласно съ
изреченіями святыхъ отцевъ, или, лучше сказать, присвоивъ себѣ ихъ ученіе,
они приписываютъ себѣ ихъ славу; но далѣе изрыганнъ ученіе своею соб¬
ственнаго ядовитаго языка, ученіе горькое и преисполненное смертоноснаго
змѣинаго яда». Епископъ Григорій прочиталъ: «Кто свойства Бога Слова по воплощеніи Его старается представить
посредствомъ вещественныхъ красокъ, вмѣсто того, чтобы покланяться отъ
всего сердца умственными очами Тому, Кто ярче свѣта солнечнаго и Кто
сидитъ на небесахъ одесную Бога,—анаѳема». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Со стороны такой фантастической мысли они представляются какими
то страными аллегористами. Тогда какъ апостолъ проповѣдалъ, что Сынъ
есть образъ Бога и Отца по непреложности Своего существа; они поступили
иначе: усвоивъ ложное понятіе о принятой Богомъ Словомъ плоти, они гово¬
рятъ отъ своего безумнаго ума и высказываютъ какую то новую мысль: «кто
образъ Бога Слова по воплощеніи Его старается представить посредствомъ
вещественныхъ красокъ».—Что плоть, воспринятая Богомъ Словомъ, имѣетъ
другое естество, отличное отъ существа Бога Слова, это знаемъ всѣ мы, бу¬
дучи научены истиною и святыми апостолами и божественными отцами на¬
шими. Божественный апостолъ Павелъ, видѣвшій несказанное, желая пропо¬
вѣдать, какъ сказано, единосущіе Сына и Бога Слова съ Богомъ и Отцемъ,
не нашелъ ничего свойственнѣе и приличнѣе, какъ провозгласить Сына обра-
вомъ Отчей ѵпостаси. Между тѣмъ эти (еретики), стараясь обратить истину
въ ложь, вносятъ вмѣсто этого странныя и суетныя мысли; иотому что они