Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 265 — ловѣкъ изъ начальствующихъ, или изъ подчиненныхъ имъ, или же мірскаге
чина не налагалъ подъ тѣмъ же предлогомъ руки своей на божественные
храмы и не порабощалъ ихъ, какъ это сдѣлано было нѣкоторыми безчинно
поступающими». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Кто не посмѣется надъ такимъ узаконеніемъ, или лучше кто не попла¬
четъ надъ нимъ? Вслѣдствіе этихъ пустыхъ словъ многіе дерзнули наложить
свои руки на священные сосуды; предлогъ къ этому они заимствовали оче¬
видно у нихъ; потому что здо весьма скользко. За собой они ничего не за¬
мѣчали, считая себя, какъ сами говорили, блаженнѣйшими; а на самомъ дѣлѣ
были, какъ это показывала истина, чуждые епископы; они присвоили себѣ
золото и серебро изъ священныхъ приношеній, а живопись назначили для
общественныхъ домовъ и театровъ; и святыни были осквернены такимъ ихъ
распоряженіемъ. Но .они съ гордостію говорятъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Сдѣлавъ такое улучшеніе и утвердивъ его Божіей благодатію, мы со¬
чли справедливымъ въ нашемъ каѳолическомъ и богоугодномъ писаніи изло¬
жить главные пункты опредѣленія, потому что, кажется, мы говоримъ поапо-
стольски и вѣруемъ, что имѣемъ духъ Христовъ. И какъ жившіе прежде насъ,
вѣруя въ это, соборно провозглашали свои опредѣленія, такъ и мы вѣруемъ
въ тоже, потому и изрекаемъ опредѣленія. Ссылаясь на нѣкоторыя отеческія
опредѣленія, мы по примѣру ихъ и согласно имъ дѣлаемъ постановленія». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Насказавъ выше много разнаго рода пустословій и ясно обнаруживъ
свою ложь, они теперь стремятся уже къ тому, чтобы сравняться съ учите¬
лями церкви и свои гнусныя опредѣленія съ надменіемъ причисляютъ къ свя¬
щеннымъ изреченіямъ отцовъ; желаютъ смѣшать ложь съ истиною точно такъ
же, какъ ядовитый ванитокъ смѣшиваютъ съ медомъ. Но люди, руководимые
Духомъ божественнымъ, отличаютъ хорошее отъ худаго, и то, что сказано
благочестиво, что дышетъ характеромъ святоотеческимъ, они принимаютъ, а
что сказано превратно и носитъ печать их:ъ вымысла, то отвергаютъ. Эти
лжецы исповѣдуютъ, что знаютъ Бога, а между тѣмъ пути, который ведетъ
къ царской дорогѣ, они отвращаются; слова нашей пресвѣтлой вѣры подкра¬
шиваютъ ядомъ лукавства-и распространяютъ свое невѣжество подобно древ¬
нимъ ересеначальникамъ, которые тоже очень многое говорили согласно съ
каѳолическою церковію, но дѣлались преступниками въ одномъ или двухъ
пунктахъ и получали въ удѣлъ анаѳему. Съ ними раздѣлили жребій и тѣ, ко¬
торые говорятъ такъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Кто не исповѣдуетъ согласно апостольскимъ и отеческимъ преданіямъ
въ Отцѣ и Сынѣ и Святомъ Духѣ одно и тоже божество, естество и существо,
хотѣніе и дѣйствіе, силу и господство, царство и власть въ трехъ ѵпостасяхъ
или лицахъ, анаѳема.—Кто не исповѣдуетъ Единаго изъ святой Троицы, то
есть, Сына и Слово Бога Отца, Господа нашего Іисуса Христа, родившимся
отъ Отца прежде вѣковъ по божеству, а напослѣдокъ дней сшедшимъ съ не¬
бесъ нашего ради спасенія, воплотившимся отъ Духа Святаго и Маріи Дѣвы