Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 2б2 - она чужда имъ и заслуживаетъ презрѣнія». Этотъ совѣтъ свой они держали
не по волѣ Господней, и совѣщались не по внушенію Духа Господня, но по¬
добно свирѣпымъ волкамъ напали на стадо Христово. Впрочемъ истина ясна
и лѵчь свѣта неудержимо пробиваетъ себѣ путь. Кто не знаетъ, что когда
наносится безчестіе иконѣ, то это безчестіе вполнѣ относится къ тому, чьимъ
изображеніемъ служитъ эта икона? Такъ знаетъ это и истина и самое есте¬
ство вещей научаетъ насъ этому; съ этимъ согласны и божественные отцы,
а именно: святый Василій говоритъ: «честь иконы относится къ ея перво¬
образу»; Аѳанасій говоритъ: «покланяющійся портрету императора, воздаетъ
поклоненіе подъ видомъ его самому императору»; также и Златоустъ говоритъ:
«развѣ не знаешь, что когда ты наносишь оскорбленіе портрету императора;
то это оскорбленіе ты относишь къ самому первообразу»? И эти отцы слѣдо¬
вали самой природѣ вещей, а еретики воспротивились и церкви и истинѣ;
потому что они преисполнены не только богохульства, но кромѣ того слово
ихъ заключаетъ въ себѣ также и преизбытокъ безумія и невѣжества.—Итакъ
имъ слѣдовало бы провозглашать рѣчь общую, а не отличную отъ прочихъ,
также сохранять древнее преданіе и со всѣмъ усердіемъ заботиться о томъ,
что согласно преданію апостоловъ и отцовъ, сохранялось и исповѣдывалось
всѣмъ множествомъ (вѣрующихъ), а не вводить новшества и не оставлять
обычаевъ, благочестиво принятыхъ нами. То, что сохраняется въ каооличе-
ской церкви по преданію, не допускаетъ ни прибавленія, ни уменьшенія, а
кто прибавляетъ или убавляетъ что либо, тому грозитъ величайшее наказа¬
ніе; потому что сказано: проклятъ прелагаяй предѣлы отцовъ своихъ (Втор.
27, 17). Но еретики не имѣли жрданія познать истину, а потому они услы¬
шатъ слѣдующія слова премудрости: дѣлаяй сокровища языкомъ лживымъ,
суетная іонитъ въ сѣти смертныя“ (Притч. 21, 4). Томъ гиестый. Діаконъ Епифаній прочиталъ: «О если бы они уразумѣли то изреченіе, которое Господь сказалъ вер¬
ховному изъ апостоловъ'Петру: тысси Петръ, и па семъ камени созижду
церковь Мою, и врата адовы не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18). Но они
содѣлались чужды этого благозвучнаго (изреченія) и этого домостроительства,
а вмѣсто того говорятъ достойное смѣха, опредѣляя слѣдующее»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Никакой человѣкъ да не дерзаетъ заниматься такимъ нечестивымъ и
неблагоприличнымъ дѣломъ. Если же кто либо съ этого времени дерзнетъ
устроить икону, ши покланяться ей, или поставить ее въ церкви, или въ
собственномъ домѣ, или же скрывать ее, такой, если это будетъ епископъ,
или пресвитеръ, или діаконъ, то да будетъ низложенъ, а если монахъ или
мірянинъ, то да будетъ преданъ анаѳемѣ, и да будетъ онъ виновенъ и предъ
царскими законами; такъ какъ онъ противникъ Божіихъ распоряженій и
врагъ отеческихъ догматовъ». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Клеветали противъ всей церкви, но и этимъ не удовольствовались (ѳти
еретики) и не насытились этимъ нечестіемъ, но кромѣ того произносятъ еще