Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 261 исправляя своихъ уклонившихся отъ истины положеній, но увеличивая зло
новыми прибавленіями, они говорятъ еще»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Итакъ мы собрали эти свидѣтельства изъ (священнаго) писанія и изъ
отцевъ и сгруппировали ихъ въ настоящемъ нашемъ опредѣленіи, выбравъ,
такъ сказать, изъ многаго немногое, чтобы не растягивать своей рѣчи. Весьма
много есть и другихъ .мѣстъ, но мы охотно опустили ихъ, потому что ихъ
безконечное множество. II іа къ, будучи твердо наставлены изъ богодухновен¬
ныхъ писаніи и изъ огцевъ, а также утвердивъ свои ноги на камнѣ боже¬
ственнаго служенія духомъ, всѣ мы, облеченные саномъ священства, во имя
свяюй прееущественнон и живоначальной Троицы, пришли къ одному убѣж¬
денію и единодушно опредѣляемъ, что всякая икона, сдѣланная изъ какого
угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестиваго ис¬
кусства живописцевъ, должна быть извергаема изъ христіанскихъ церквей;
она чужда имъ и заслуживаетъ презрѣнія». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Неудержимые распространители этого новшества не могли под клонить
своей шеи подъ церковное преданіе: но ослѣпленные выборомъ подходящихъ
къ ихъ мысли мѣстъ и убѣжденіемъ, что постигли истину, они отвергли бла¬
гочестивое преданіе и не могли утолить жажды изъ потока удовольствія; такъ
какъ онъ не могъ быть въ нихъ источникомъ воды, текущей въ жизнь вѣч¬
ную. Вмѣсто этого орошаясь водою, взятою изъ зараженныхъ лужъ, они про-
изращаютъ стебли зловонные, имѣющіе плодомъ своимъ горькую желчь. При¬
лагая доясь ко лжи, они провозгласили: «весьма много есть и другихъ свидѣ¬
тельствъ, но мы охотно опустили ихъ». Итакъ, уже выше сказано, что всѣ
свидѣтельства, какія только они привели изъ избранныхъ отцевъ,—всѣ эти
свидѣтельства, при своемъ стремленіи подтвердить свою правдивость, они по¬
нимали превратно, а свидѣтельства, заимствованныя у противниковъ, не суть
слова Духа божественнаго. Потому и предвозвѣщаетъ имъ блаженный Давидъ,
воспѣвая въ Духѣ: суетная ілаюла кіиждо ко искреннему своему: устнѣ
лстивыя въ сердцѣ: и въ сердцѣ глаюлагиа злая (Исал. 11, 3). Согласно
съ нимъ провозглашаетъ и имѣющій дерзновеніе Исаія, говоря: совѣтъ нече¬
стивцевъ замышляетъ беззаконіе, потому что они не увѣдѣша смыслити,
яко отемнѣша очи ихъ, еже видѣти (Ис. 44, 18). Оставивъ здравыя
опредѣленія и законы, они прикрываются словами истины и пытаются про¬
возгласить нѣчто благочестивое, чтобы изъ-за того, что вѣрно и истинно, не
питали недовѣрія къ нимъ и въ прочемъ. Они говорятъ: «во имя святой и
пресущественной и животворящей Троицы»; между тѣмъ въ умѣ своемъ по¬
мышляютъ сдѣлать зло, провозглашаютъ и утверждаютъ опредѣленія по сво¬
ему усмотрѣнію, нимало не прикрывая нечестія, не помышляя о судѣ Божі¬
емъ и не обращая вниманія на Господнее изреченіе, провозглашающее: иже
аще соблазнитъ единаго малыхъ сихъ вѣрующихъ въ Мя, уне есть ему,
да обѣсится жерновъ оселъскій на выи ею и потонетъ въ пучинѣ мор-
стѣй (Матѳ. 18,6). Затѣмъ, подобно свиньямъ попирая жемчужины, то есть,
церковные преданія, они провозглашаютъ: «всякая икона, сдѣланная изъ ка¬
кого угодно вещества... должна быть извергаема изъ христіанскихъ церквей;