Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 259 - смысла. Потому-то, я думаю, и божественный Павелъ сказалъ: аще и разу-
мѣхомъ по плоти Христа, понынѣ ктому не разумѣемъ (2 Кор. 5,16).
Плоть (I. Христа), будучи тѣломъ Божіимъ, какъ я сказалъ, превосходитъ
все человѣческое, но все таки ого земное тѣло не допускаетъ для себя пере¬
хода въ естество божественное; потому что эго невозможно. Въ противномъ
сиучаѣ мы проповѣдывади бы, что божество создано и что оно восприняло
въ себя нѣчто (такое), что не свойственно ему по естеству. Сказать, что
тѣло измѣнилось въ естество божества, также неразумно, какъ и сказать,
что Слово преобразилось въ естество плоти. Какъ невозможно послѣднее,
потому что (Слово) непреложно и неизмѣняемо, такъ (невозможно) и первое;
потому что невозможно, чтобы хотя что либо изъ созданнаго перешло въ
сущность или естество божества, а плоть есть тоже твореніе. Итакъ мы го¬
воримъ, что тѣло Хряста божественно; такъ какъ оно есть тѣло Божіе, про¬
сіявшее божественною славою, нетлѣнное, святое, животворящее; но чтобы
опо измѣнилось въ естество божества, этого никто изъ святыхъ отцевъ и не
думалъ и не говорилъ, и мы такъ не думаемъ.—Точно также и въ словѣ
своемъ противъ сливавшихъ существа, начинающемся словами: «мы приняли
на себя трудъ вести благочестивое слово относительно догматовъ истины»,
онъ между прочимъ говоритъ, «итакъ, если бы (Іисусъ Христосъ), по измѣ¬
неніи плоти Его въ естество божества, пересталъ быть и Сыномъ человѣче¬
скимъ, то конечно для всякаго очевидно, что и мы лишились бы возможности
хвалиться сьгноположеніемъ, какъ неимѣющіе первороднаго между многими
братьями, каковымъ Онъ содѣлался уподобившись намъ». И немного далѣе:
«неужели мы неожиданно лишились дарованнаго намъ высокаго званія? Ни¬
когда! Мы не увлекаемся глупыми и безумными изобрѣтеніями въ неразуменъ
умъ, и не мудрствуемъ болѣе того, сколько слѣдуетъ мудрствовать. Принявъ
священное и богодухновенное писаніе за правило правой и непорочной вѣры,
мы говоримъ, что единородное Слово Божіе, содѣлавшись перворожденнымъ
изъ насъ, не перестало называться какъ истиннымъ Богомъ, такъ вмѣстѣ и
Богомъ и Сыномъ человѣческимъ. Оказывается, что Оно непреложно и не¬
слитно соединенной съ Нимъ плоти не обратило въ естество Божества, а
скорѣе мыслится, какъ обличавшее ее собственною славою и съ избыткомъ
исполнившее ее приличествовавшихъ Ему богоподобныхъ достоинствъ. Точно
также, по истеченіи временъ, Оно снизойдетъ съ небесъ и явится всѣмъ
живущимъ по всей землѣ. Точно также когда Оно, прекрасно завершивъ съ
плотію Своею таинство домостроительства, вознеслось на небо, тогда видѣв¬
шіе это пришли въ сильное удивленіе; потому что, какъ написано, облако
подъяло Его, а затѣмъ удивлявшимся этому одинъ изъ святыхъ ангеловъ
провозгласилъ: мужіе іалилейстіи, что стоите зряще на небо? сей Іи¬
сусъ, вознесыйся отъ васъ на небо, такожде пріидетъ, имже образомъ
видѣсте Ею идуща на небо (Дѣян. 1, 11). Ужелн тѣ, къ кому обращена
эта рѣчь, безтѣлеснымъ видѣли Слово, восходящее къ Отцу? То есть: ужели
Оно оставило подобіе наше и было уже безъ осязаемаго и видимаго тѣла?
Ужели Оно было преображено уже въ неосязаемое н невидимое естество?
Но кто осмѣлится сказать это? Если Оно такъ же придетъ, какъ и вознес¬
лось; то какъ же несправедливо будетъ сказать, что Оно опять придетъ не 17*