Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 255 чествѣ изслѣди кали слова Ѳеодота и тщательна искали въ нихъ вышепри¬
веденнаго изреченія, но никакъ и нигдѣ не нашли его; потому что онъ не
говорилъ ничего такого. Ясно доказано, чю зто свидѣтельство не принадле-
житъ Ѳеодоту; это—слово, преисполненное горечи и злобы; необузданному
языку и нечистымъ устамъ свойственна дерзость провозглашать, что изобра¬
женія честныхъ иконъ «есть изобрѣтеніе діавольскаго коварства»: это—изо¬
брѣтеніе и вымыселъ людей, клевещущихъ на христіанъ, а не Ѳеодота.
Если же они, по ихъ словамъ, привели это свидѣтельство изъ (сочиненій)
Ѳеодота; то они должны были ясно показать, изъ какого сочиненія его заим¬
ствовано это свидѣтельство; но, зная свою ложь, они прикрыли свой обманъ
молчаніемъ. Мы собрали всѣ его сочиненія, а именно: шесть томовъ, напи¬
санныхъ имъ къ Лавеу противъ Несторія, и толкованіе его на символъ, со¬
ставленный святыми отцами, бывшими въ Никеѣ, и слово на рождество
Господне и на богоявленіе, и «лово объ Иліи и вдовицѣ, и—о святомъ Петрѣ
и Іоаннѣ, и слово о хромомъ, сидѣвшемъ при красныхъ вратахъ, и—о взяв¬
шихъ таланты и—о двухъ слѣпцахъ,—и все гаки мы никакъ не могли найти
того изреченія, которое они привели. Но и въ то время, когда лжесоборъ
ихъ смущалъ народъ и когда слова эти были включены въ рядъ ложныхъ
ихъ рѣчей, ѳто свидѣтельство было заимствовано не изъ кодекса анкирскаго,
но, подобно заразѣ, выскользнуло изъ какого нибудь подложнаго лоскутка,
которымъ и соблазнились неопытные, но люди благоразумные и убѣжденные
въ истинѣ все таки считали это ложью. Какъ виновника своей заразитель¬
ной ереси они выставляютъ еще защитника Аріева и союзника Евсевія ни-
комидійскаго, Ѳеогнія Никейскаго, и Марида колхидскаго, выставляютъ лице,
бывшее во главѣ партіи противниковъ святаго Никейскаго собора. Они гово¬
рятъ такъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Подобнымъ же образомъ и Евсевій ІІамфилъ августѣйшей Констанціи,
просившей его прислать ей икону, говоритъ слѣдующее: «такъ какъ ты пи¬
сала относительно какой то, будто бы Христовой, иконы и желала, чтобы я
прислалъ тебѣ такую икону: то какую это икону разумѣеліь ты, которую на¬
зываешь Христовою? Истинную ли и неизмѣняемую и заключающую въ себѣ
сущность естества Его, или же представляющую то естесіво Его, которое
Онъ воспринялъ ради насъ, облекшись (плотію какъ бы) одеждою рабскаго
вида? Но что касается образа Его, какъ Бога; то я и самъ думаю, что не
его ты ищешь: потому что ты научена Имъ. что ни Отца никто не знаетъ,
какъ только Сынъ, ни Самого Сына никто не знаетъ, какъ только родившій
Его Отецъ». И нѣсколько далѣе: «конечно ты ищешь икону, изображающую
Его въ образѣ раба и во плоти, которою облекся Онъ ради насъ; но мы
научены, что и о на растворена славою Божества и смертное поглощено жиз¬
нію» . И нѣсколько далѣе: «итакъ, кто же въ состояніи изобразить мертвыми
и бездушными красками и тѣнями издающій сіяніе и испускающій блиста¬
тельные лучи блескъ славы и достоинства Его,—изобразить Его такимъ, ка¬
ковъ Онъ есть? Даже избранные ученики Его не могли взирать на Него на
горѣ, но пали лицемъ ницъ, признавъ, что блескъ свѣта для нихъ не выно¬
симъ. Итакъ, если воспринятый Имъ въ воплощеніи образъ получилъ такую