Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 254 — это онъ заимствовалъ оттуда. Такъ Богъ, давая наставленія рабу Своему
Моѵсею относительно скиніи и заповѣдуя сдѣлать въ ней различныя и разно¬
образныя вещи, сказалъ: и да сотвориши завѣсу отъ синеты и багря¬
ницы и червлепицы сканыя, и виссона пряденнаго: дѣломъ тканымъ
да сотвориши ю херувимы (Исх. 26, 31). Это наставленіе научаетъ насъ
тому, что приносимое Богу должно быть приготовляемо изъ многихъ веществъ,
а предметы, назначенные для употребленія людямъ, наоборотъ, должны отли¬
чаться скромностію; потому что народу сказано: ниже да облечешися въ
ризу разноличну, отъ льна и волны вкупѣ ткану (Второз. 22, 11). Весь¬
ма ясно представляетъ смыслъ этихъ изреченій божественный апостолъ; онъ
заповѣдуетъ: жены во украшеніи лѣпотномъ, со стыдѣніемъ и цѣло¬
мудріемъ да украшаютъ себе, не въ плегпеніихъ, пи златомъ, или би-
серми, или ризами многоцѣнными, но еже подобаетъ женамъ обѣта-
вающимся благочестію, дѣлы благими (1 Тим. 2, 9—10). Итакъ, зная
это, мы единому Богу приносимъ нате служеніе духомъ и истиною, но въ
тоже время все приносимое и посвящаемое Ему, будетъ ли то божественный
образъ честнаго креста, или святое евангеліе, или честныя иконы, или свя¬
щенные сосуды,—все ѳто мы съ любовію принимаемъ и лобызаемъ,—потому
что надѣемся чрезъ это получить освященіе,—и воздаемъ всему этому благо¬
говѣйное поклоненіе; потому что сказано: и покланяйтеся подножію ногу
Ею, яко свято есть (Псал. 98, 5). Потому-то и Григорій богословъ въ
словѣ своемъ на рождество Христово говоритъ: «воздай честь... Виѳлеему...
преклонись предъ яслями» *). Что приносится Богу, то освящается Его при¬
сутствіемъ, какъ свидѣтельствуетъ объ этомъ божественное писаніе; и почи¬
таніе святаго, какъ святаго, не иначе соблюдается, какъ чрезъ видимое по¬
клоненіе. Но еретики все еще дышутъ ложью и, ухватившись за что-то чуж¬
дое каѳолической церкви, говорятъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Согласно съ этимъ учитъ и Ѳеодотъ анкирскій, сподвижникъ Ки¬
рилла; онъ такъ говоритъ: «мы получили наставленіе не лица святыхъ изобра¬
жать на иконахъ вещественными красками, а подражать указаннымъ въ пи¬
саніяхъ объ нихъ добродѣтелямъ ихъ, какъ бы какимъ одушевленнымъ обра¬
замъ; чрезъ это мы возбуждаемся къ подобной имъ ревности. Пусть скажутъ
воздвигающіе изображенія, какой пользы достигли они чрезъ это и къ какому
духовному созерцанію приходятъ отъ такого напоминанія. Очевидно, что это
пустая выдумка и изобрѣтеніе діавольскаго коварства». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Если бы Ѳеодотъ былъ въ этой жизни, то онъ, обращаясь къ Богу,
воскликнулъ бы вмѣстѣ съ Сосанною: Боже вѣчный и сокровенныхъ вѣ-
дателю, свѣдый вся прежде бытія ихъ (Дан. 13, 42)! Ты знаешь, что
ложно обвиняютъ меня соревнующіе старцамъ вавилонскаго смѣшенія вводи-
тели этого душевреднаго новшества. Желая казаться умными и славными,
они изрыгаютъ что-то пустое; трость ихъ писанія оказывается ложною и
сами они очевидно являются исказителями истины. Мы не въ маломъ коли- Ѳ Твор. Гр. бог. въ русск. пер. ч. 3-я. Москва 1844, стр. 249.