Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 249 — Епископъ Григорій прочиталъ: «Іоаннъ Златоустъ учитъ такъ: «посредствомъ писаній мы наслаждаемся
присутствіемъ святыхъ, имѣя образы не тѣлъ, но душъ ихъ, потому что ска¬
занное ими служитъ образами душъ ихъ».—«Усердное изученіе богодухновен¬
наго писанія, говоритъ святый Василій, есть пространнѣйшій путь къ прі¬
обрѣтенію того, что нужно; въ писаніи находятся и увѣщанія дѣлать добрыя
дѣла и предлагаются жизнеописанія блаженныхъ мужей, какъ бы нѣкоторые
одушевленные образцы богоугодной жизни, предлагаемые для подражанія бого¬
угоднымъ дѣламъ ихъ». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Никогда никто изъ здравомыслящихъ не думалъ и не подумаетъ от¬
носить эти изреченія къ ниспроверженію честныхъ иконъ.—Всякому очевидно,
что мы, слушая о мужествѣ святыхъ и о терпѣніи ихъ, ублажаемъ ихъ твер¬
дость и мужество.—И усвояя божественныя писанія, и читая жизнеописанія
святыхъ мужей, и видя иконныя живописи, мы приходимъ къ воспоминанію
богоугодной ихъ жизни.—Чтб слово сообщаетъ чрезъ слухъ, то живопись
показываетъ молча чрезъ изображеніе, какъ сказалъ Василій великій въ по¬
хвальномъ словѣ сорока мученикамъ. И Іоаннъ Златоустъ въ своемъ похваль¬
номъ словѣ также сорока мученикамъ говоритъ, что «одинъ законоположникъ
ветхаго и новаго завѣта», и въ словѣ объ одѣяніи священника—которое на¬
чинается такъ: «пророки предвозвѣщаютъ евангеліе царствія Христова», не¬
много далѣе говоритъ: «я полюбилъ и залитую воскомъ картину, ради благо¬
честиваго содержанія; потому что я видѣлъ на иконѣ ангела, поражающаго
полчища варваровъ; я видѣлъ попранными племена варварскія н Давида
справедливо говорящимъ: „Господи, во градѣ Твоемъ образъ ихъ уничи-
жиши“ (Пс. 72, ст. 20). Итакъ доказано, что еретики, находясь внѣ боже¬
ственнаго сонма, низвратили то, что хорошо изречено отцами. И далѣе они
' не оставляютъ своей злобы и, приводя слова святаго отца нашего Аѳанасія,
сказанныя противъ идоловъ, направляютъ ихъ къ ниспроверженію иконныхъ
живописей, говоря такъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Также Аѳанасій, свѣтильникъ александрійскій, сказалъ: «какъ же не
'пожалѣть о почитающихъ творенія по той нричинѣ, что зрячіе кланяются
невидящимъ и одаренные слухомъ неслышащимъ? Тварь никогда не спасетъ
твари». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «О безуміе! Измыслили новый путь богохульства и уклонились отъ исти¬
ны. Избранный отецъ говорилъ ѳто противъ идоловъ, а они обвиняютъ хри¬
стіанъ, будто они, познавъ истину и чистое исповѣданіе и получивъ боже¬
ственное возрожденіе, служатъ твари вмѣсто единаго всѣхъ Бога, и объявля¬
ютъ ихъ идолопоклонниками.—Господи! сохрани народъ Твой и не допусти,
чтобы кто либо увлекся богохульствомъ ихъ. Всѣ мы, называющіеся именемъ
Твоимъ, исповѣдуемъ, что Ты искупилъ насъ отъ обольщенія и заблужденія
идольскаго; и послѣ того, какъ познали Тебя и удостоились божественнаго
возрожденія, никогда не совращались и не приносили приличествующаго Тебѣ
божескаго поклоненія какой либо твари, находящейся въ поднебесной, но