Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 246 — высказалъ и другія изреченія, клонящіяся къ запрещенію приготовленія
иконъ, но любознательные найдутъ ихъ сами». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Люди, съ любовію и усердно изучающіе церковные предметы, знавѵгъ,
что мыслящіе иначе и желающіе установить свою собственную правду, а
правдѣ Божіей воспротивиться, ссылаются на подложныя и искаженныя сочи¬
ненія и суть не законныя, не собственныя дѣти каѳолической церкви, и не
допускаютъ считать ихъ своими братьями, а напротивъ скорѣе отвергаютъ
ихъ и говорятъ: вы племя хаиаапе, а не іудино (Дан. 13, 56). Они зна¬
ютъ сказанное евангелистомъ (Іоанномъ въ его посланіи): отъ насъ изыдо-
ша, но не бѣша отъ насъ: аще бы отъ насъ были, пребьіша убо были
съ нами (1 Іоан. 2, 19), и опять знаютъ, что говоритъ божественный ано
столъ: по отшествіи моемъ внидутъ волцы тяжцы въ васъ не щадящій стада еже отторшти ученики вслѣдъ себѣ (Дѣян. 20, 29—30). И блюдитеся, да никто же будетъ прельщая васъ философіею и тщет¬
ною лестію (Колос. 2, 8) и что говоритъ тотъ же евангелистъ: не всякому
духу вѣруйте (1 Іоан.' 4, 1). Итакъ всякому христіанину при слушаніи
подложныхъ книгъ слѣдуетъ гнушаться ихъ и никоимъ образомъ не прини¬
мать ихъ. Встрѣчается даже посланіе божественнаго апостола къ лаодикій-
цамъ, находящееся въ нѣкоторыхъ изданіяхъ сочиненій апостола, но его
отцы наши отвергли, какъ чуждое апостолу; манихеи ввели также евангеліе
Ѳомы, но и его каѳолическая церковь благочестиво отвергла, какъ чуждое.
Таково же и нынѣ прочитанное свидѣтельство; оно приписывается святому
отцу нашему Епифанію, но ему не принадлежитъ. Этотъ избранный отецъ
издалъ восемьдесятъ главъ, въ которыхъ онъ разбилъ всѣ ереси и языческія
и іудейскія, и всѣ, какія только существовали по появленіи христіанства,
не оставивши ни одной. Если бы онъ дѣланіе иконъ считалъ чуждымъ вѣрѣ
Христовой, то онъ и его включилъ бы въ число ересей Затѣмъ опять если
бы церковь принимала эти положенія, направленныя противъ честныхъ иконъ;
то честныя иконы не изображались бы живописно для украшенія честныхъ
храмовъ и для нашего воспоминанія. Изъ тѣхъ же самыхъ свидѣтельствъ,
которыя вводители новшества приводятъ во свидѣтельство, само по себѣ
проистекаетъ и опроверженіе ихъ. Святый Епифаній жилъ во времена Ѳеодо¬
сія и Аркадія. Итакъ, до появленія нынѣшней ереси протекло около четырехъ
сотъ дѣть; а между тѣмъ книгъ, направленныхъ противъ иконъ, никто изъ
христіанъ не принималъ, развѣ только ложные представители нынѣшняго
новшества. Если же столько лѣтъ онѣ не были принимаемы въ церкви; то
и теперь не должны быть принимаемы: такъ какъ онѣ никогда не были при¬
нимаемы. Посланіе, которое нѣкоторые изъ нихъ выставляютъ на видъ и
которое ложно приписывается святому Епифанію, предстоятелю церкви
кипрской при императорѣ Ѳеодосіѣ, мы взяли въ руки и прочитали внима¬
тельно, а не бѣгло, и въ концѣ его нашли мысль слѣдующаго содержа¬
нія: «я часто говорилъ своимъ сослуживцамъ, чтобы были уничтожены
иконы, но мои слова не были приняты ими; они не хотѣли даже и слушать
меня». Обратимъ при этомъ наши взоры на то, какіе извѣстные учители и
безупречные оградители церкви были въ церкви во времена упомянутаго