Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 243 — ны церковныя, тогда какъ дальнѣйшія слова заключаютъ въ себѣ весьма яс¬
ное объясненіе текста; потому что тутъ упомянуто о птицахъ и четвероно¬
гихъ и гадахъ и о томъ, что (язычники) служили твари вмѣсто Творца. Хо¬
рошіе знатоки исторіи знаютъ, что въ древности египтяне почитали быковъ,
и другихъ четвероногихъ и различныхъ птицъ и мышей, и пчелъ и живот¬
ныхъ, которыя гораздо ничтожнѣе этихъ, перси солнце и огонь, греки же
при этомъ служили и всякой твари. Даже нѣкоторые изъ евреевъ слѣдовали
имъ, какъ повѣствуетъ книга Царствъ и пророческія повѣствованія. Пусть
скажутъ (намъ еретики), когда и какъ язычники осуетились и омрачилось
несмысленное сердце ихъ?—прежде ли того, какъ они увѣровали во Христа,
или же послѣ этого? Конечно прежде, чѣмъ увѣровали, потому что это оче¬
видно.—Если они будутъ утверждать, что язычники служили идоламъ уже
послѣ того, какъ увѣровали во Христа; то я скажу, что по такому ихъ взгляду
ложными оказываются предсказанія о домостроительствѣ Христа Бога нашего,
которыя изречены были пророками о церкви. Будетъ, (говорили они), Іеру¬
салимъ святъ и чужестранцы уже не пройдутъ чрезъ него, и: милость Мою не раззорю отъ нихъ, ниже оскверню завѣта Моего, и исходящихъ отъ устъ Моихъ не отвергуся (Псал. 88, 34—35). Если же язычника утра¬
тили богопознаніе, преданы въ неразуменъ умъ и служили діаволу прежде
пришествія Христова; то въ такомъ случаѣ напрасно обвиненіе, которое они
возводятъ теперь на христіанъ, и противъ нихъ смѣло говоритъ пророкъ
Исаія, взывая: горе пишущимъ лукавство: пишущій бо лукавство пи¬
шутъ (Ис. 10, 1). Итакъ они. лукаво и коварно понимая изреченія апостоль¬
скія и (вообще) писаніе, стараются ниспровергнуть великое и спасительное
таинство домостроительства Христа Бога нашего, посредствомъ котораго мы
искуплены отъ идольскаго заблужденія, и хотятъ перенести эту славу на себя
самихъ. Впрочемъ ни одинъ христіанинъ имъ не вѣритъ; потому что всѣ мы
исповѣдуемъ, что Христосъ, истинный Богъ нашъ, явившись между нами во
плоти, возставилъ насъ отъ идольскаго заблужденія и всякаго языческаго бо¬
гослуженія. Если же они не признаютъ, что это было, то не имѣютъ и со¬
отвѣтствующаго названія. Къ нимъ обращены слова апостола: что же има-
ши, егоже нѣси пріялъ (1 Кор. 4, 7)? Если же они приняли, то должны
исповѣдывать искупленіе и принимать иконы, которыя служатъ къ церковно¬
му благолѣпію и въ тоже время приводятъ намъ на память и сообщаютъ на¬
шему уму евангельскія повѣствованія и разсказы изъ евангельской исторіи,
какъ это много разъ было говорено. Такъ какъ они представляютъ и другія
апостольскія изреченія, а именно: аще же и разумѣхомъ по плоти Хри¬
ста, но нынѣ ктому не разумѣемъ. Вѣрою Ьо ходимъ, а не видѣні¬
емъ,—то мы представимъ толкованіе этихъ мѣстъ громогласными учителями.
Такъ Іоаннъ, стяжавшій ученіе болѣе цѣнное, чѣмъ золото и дорогіе камни,
изъясняя изреченіе этого апостола: тѣмже и мы отнынѣ ни единаго
вѣмы по плоти, аще же и разумѣхомъ по плоти Хрисгпа, но нынѣ
ктому не разумѣемъ (2 Кор. 5, 16), говоритъ такъ: «мы никого изъ вѣ¬
рующихъ не знаемъ по плоти; потому что хотя они и живутъ во плоти, но
самая жизнь (грѣховно) плотская миновала; мы свыше возрождены Духомъ и
познали строеніе, поведеніе и состояніе жизни небесной». И опять онъ же т к*