Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 242 — приводишь себѣ на память Христа и святыхъ Его при помощи иконной
живописи, то ты впадаешь въ идолослуженіе. Эги храбрецы, обнаружившіе
въ своихъ прежнихъ разглагольствіяхъ попеченіе объ одной лишь несправед¬
ливости, ссылаются на текстъ: да не сотворгиии себѣ всякаго подобія.
Полагая истину въ неправдѣ и стараясь установить свою собственную прав¬
ду, они сами себя ведутъ къ нечестію. Они хвалятся отсутствіемъ лжи, а
сами чужды истины. Изреченія, сказанныя народу израильскому, который
служилъ тельцу и вкусилъ египетскаго заблужденія, они перенесли па боже¬
ственное собраніе христіанъ; но говоря такія странности, они выдаютъ сами
себя и уловляются словами устъ своихъ. О если бы они поняли, что Богъ,
намѣреваясь ввести іудеевъ въ землю обѣтованія, потому далъ имъ заповѣдь:
не сотвори себѣ кумира, ни всякаго подобія, елика гіа небеси юрѣ, и
елика на земли низу (Иох. 20, 4), что тамъ обитали идолопоклонники, по¬
кланявшіеся и демонамъ, и солнцу, и лунѣ, и звѣздамъ, и другимъ тварямъ,
даже и птицамъ и четвероногимъ и гадамъ, только иедоклонявшіеся Богу
живому и истинному, и присовокупилъ: да не поклонишися имъ, пи послу-
жиши имъ, для того, чтобы отклонить ихъ отъ идолопоклонства.—Когда же,
по повелѣнію Господа, вѣрный рабъ Его Моѵсей созидалъ скинію евидѣнія;
тогда онъ, показывая, что все служитъ Богу, приготовилъ изъ золота чело¬
вѣкообразныхъ хорувимовъ, представлявшихъ собою образъ херувимовъ раз¬
умныхъ. Они осѣняли очистилище, предъизображавшее собою Христа,—ибо
Онъ есть очищеніе грѣховъ нашихъ, какъ говоритъ божественный апостолъ
(1 Іоан. 2, 5). Итакъ двумя способами Богъ привелъ ихъ къ боговѣдѣнію,—
съ одной стороны—говоря: Господу Богу твоему поклонишися и тому
единому послужиши (Матѳ. 4, 10.'Втор. 6, 13), а съ другой сдѣлавъ вы¬
литыхъ изъ золота херувимовъ, осѣнявшихъ очистилище, т. е. покланявших¬
ся Ему. Такимъ образомъ Онъ и чрезъ зрѣніе и чрезъ слухъ наводилъ іуде¬
евъ на мысль, что они должны покланяться Господу Богу и Ему единому
служить. Эти же еретики, имѣя совершенно низвраіценное понятіе, приводятъ
еще слѣдующее апостольское изреченіе». Епископъ Григорій прочиталъ: ЯИ измѣнтиа славу нетлѣннаго Бога въ ггодобіе образа тлѣнна
человѣка (Римл. 1, 23), и почтоша и послужшиа твари паче Творца
(ст. 25). И опять: Аще же и разумѣхомъ по плоти Христа, по нынѣ
ктому не разумгъемъ (2 Кор. 5, 10). Вѣрою бо ходимъ, а не видѣніемъ
(ст. 7). Тотъ же апостолъ ясно говоритъ: тѣмже убо вѣра отъ слуха,
слухъ же глаголомъ Божіимъ“ (Римл. 10, 17). Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Ясно, что сами они уподобились язычникамъ, измѣнившимъ славу Бо¬
жію и служившимъ твари вмѣсто Творца; потому что они измѣнили и иска¬
зили мысли апостольскія по своему желанію. Всякому очевидно, что апостолъ
является преслѣдователемъ язычниковъ, когда говоритъ: измѣнииіа славу
нетлѣннаю Бога въ подобіе образа тлѣнна человѣка, потому что онъ
присовокупляетъ: и птицъ и четвероногъ и гадъ. Но они съ коварною цѣ¬
лію урѣзали это мѣсто писанія, чтобы такимъ образомъ ввести простодуш¬
ныхъ въ заблужденіе, будто апостолъ имѣетъ тутъ въ виду живописныя ико-