Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
241 — приводятъ намъ доказательства изъ божественнаго писанія; потому что дѣ¬
лать это они научились у своихъ учителей. Изреченія, сказанныя о невиди¬
момъ и непостижимомъ божествѣ, они примѣнили къ домостроительству во¬
площенія единаго отъ Святой Троицы, Господа нашего Іисуса Христа.—
Кто изъ здравомыслящихъ не знаетъ, что выраженіе: Бога нштоже видѣ
ниідѣже, написано относительно божественнаго естества и что если выра¬
женіе: ни гласа Ею (ншдѣже) слышаше, ни видѣнія Его видѣсте,
кто либо пойметъ относительно человѣчества, то онъ низвратитъ все еван¬
геліе? Гдѣ мы помѣстимъ тогда изреченіе: глагола Господь ко ученикомъ
Своимъ (Матѳ. 23, 1), и: рече Господъ ко пришедшимъ къ Нему іудеомъ,
и: рече Господъ: горе вамъ книжницы и фарисее (Матѳ. 23, 13)? Или
какъ мы поймемъ выраженіе: Отверзъ уста Своя учаше гіхъ (Матѳ. 5, 2)?
Очевидно, что эти выраженія относятся къ человѣчеству, тогда какъ выра¬
женіе: ни гласа Ею слыіиасте, пи видѣнія Ею видѣсте, относится къ
божественному Существу. Такъ какъ Богъ Слово, какъ мы прежде сказали,
содѣлался совершеннымъ человѣкомъ; то мы и голосъ Его слышали и образъ
Его видѣли даже и послѣ воскресенія; ибо Онъ былъ осязанъ (Ѳомою) и,
являясь ученикамъ, говорилъ имъ о царствіи. Далѣе, божественное служеніе
и поклоненіе, которое христіане совершаютъ съ истинною и чистою вѣрою,
они уподобили подобострастному и чувственному поклоненію. Этими двумя
вещами они перевернули все и потому оказываются и называются клевет¬
никами на христіанъ. Они говорятъ, что христіане подобающее Богу служе¬
ніе и поклоненіе относятъ къ честнымъ иконамъ и описываютъ непостижи¬
мое естество. О какое низвращеніе (смысла) и какая глупость! Едвали и
можно ожидать отъ нихъ чего либо другаго. Рѣчь правда не обширна, но
преисполнена злословія и клеветы. Христіане не приносятъ поклоненія ду¬
хомъ и истиною ни иконамъ, ни божественному образу креста, а также они
никогда не дѣлали иконы невидимаго и непостижимаго естества; но такъ
какъ Слово содѣлалось плотію и обитало между нами, то христіане и описы¬
ваютъ и изображаютъ на иконахъ дѣла Его человѣческаго домостроительства.
Они знаютъ, что Духъ есть Богъ и что кланяющіеся Ему должны покланять¬
ся духомъ и истиною и потому на всякомъ мѣстѣ приносятъ Ему единому
надъ всѣмъ Богу, въ Троицѣ воспѣваемому, согласное съ вѣрою служеніе и
поклоненіе. Божественный образъ креста и честныя иконы мы съ любовію
принимаемъ и почтительно покланяемся имъ, будучи побуждаемы къ тому
сильною любовію и усердіемъ къ ихъ первообразамъ. Тщетность, пустота и
несостоятельность еретическаго легкомыслія обнаруживается истиною и далѣе,
когда они, разсуждая не согласно оъ благочестіемъ, говорятъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Также и въ ветхомъ завѣтѣ сказано: да не сотвориши себѣ кумира,
ни всякаго подобія, елика на небеси юрѣ, и слипа на земли низу (Втор.
5, 8), потому что на горѣ изъ среды огня вы подобія не видѣли, но только
голосъ слышали». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Отсюда они извлекаютъ поводъ къ своему нечестію и словно дѣтей
хотятъ застращать христіанъ своими софизмами. Если ты, (говорятъ они),