Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
240 вещамъ), то они должны будутъ отвергнуть все, посвященное Богу, а именно:
священныя одежды и священные сосуды; потому что и язычники также дѣ¬
лали идоловъ изъ золота н серебра, и возліянія имъ совершали изъ вина, а
хлѣбы воинству небесному евреи приносили изъ муки. Остается имъ обви¬
нить каеоличеекую церковь еще въ одномъ. Язычники въ своихъ историче¬
скихъ сочиненіяхъ восхваляютъ своихъ боговъ и демоновъ. Не слѣдуетъ ли
намъ въ своихъ историческихъ книгахъ и не восхвалять ни Всевышняго
Бога, ни святыхъ Его, чтобы не уподобиться язычникамъ! Вѣдь и эти при¬
мѣры мы заимствуемъ у язычниковъ! О, чю за превратность и что за без¬
смысленность понятій! Такъ какъ мы безъ-сомнѣнія люди чувственные, то
для познанія всякаго божественнаго и благочестиваго преданія и для воспо¬
минанія объ немъ имѣемъ нужду въ вещахъ чувственныхъ. Затѣмъ они, какъ
исказители истины, низвратившіе и пути и мысли Господни, говорятъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Итакъ мы представимъ и изъ богодухновеннаго писанія и изъ извѣст¬
ныхъ нашихъ отцовъ ясныя свидѣтельства въ пользу разсмотрѣннаго и из¬
слѣдованнаго нами ученія, говорящія согласно съ нами и подтверждающія
наше благочестивое стремленіе. Изслѣдовавшій ихъ не будетъ противорѣчить
намъ, а кто не знаетъ ихъ, тотъ пусть поучится и приметъ ихъ, потому
что они отъ Бога. И во первыхъ (мы приведемъ) изреченія божественнаго
(писанія), гдѣ говорится: Духъ есть Богъ: и иже кланяется Ему, духомъ
и истиною достоитъ кланятися (Іоан. 4, 24), и еще: Бога никтоже
видѣ нигдѣже (Іоан, і, 18), и: ни гласа Его (ншдѣже) слыгиасгпе, ни
видѣнія Его видѣсте (Іоан. 5, 37) и гдѣ также называются блаженными
не видѣвшіе Бога, но вѣрующіе въ Него (Іан. 20, 29). «Пусть никто не удивляется тому, что нѣкоторые, стремясь исказить,
по своему усмотрѣнію, правильное ученіе, пользуются при этомъ словами
писанія. Даже и ереееначальншш поводы къ своему заблужденію собираютъ
въ богодухновенномъ писаніи; 'своими нечестивыми разсужденіями они иска¬
жаютъ то, чтб правильно изречено Духомъ Святымъ Это провозгласилъ и
Петръ, эта высшая труба апостольская; онъ говоритъ: яже ненаучени и
гіеутверждени развращаютъ (2 Пет. 3, 10) по своему желанію; потому
что еретикамъ свойственно искажать, по своему желанію, смыслъ истинныхъ
и божественныхъ догматовъ. Такъ изреченіе: Господъ созда мя (стяжа мя)
начало путей Своихъ въ дѣла Своя (Притч. 8, 22), святые отцы обыкно¬
венно принимаютъ (въ объясненіе) домостроительства воплощенія Христова,
а Арій, Евномій и ихъ приверженцы принимали его въ объясненіе высшаго
божественнаго рожденія и потому уклонились отъ истиннаго смысла. Также
и Аполлинарій, дурно понявши смыслъ въ евангельскомъ изреченіи: никто-
оке взыде на небо, токмо сшедый съ небесе, Сынъ человѣческій (Іоан.
3, 13), впалъ въ непристойность, говоря, что Богъ съ неба сошелъ съ пло¬
тію, которую Онъ имѣлъ и на небѣ, какъ предвѣчную и консубстанціональ-
ную Себѣ. Исказилъ онъ по своему усмотрѣнію и апостольское изреченіе,
которое говоритъ: вторый человѣкъ Господъ съ небесе (1 Кор. 15, 47).
Нѣтъ ничего удивительнаго, если и эти еретики, держась своей пустой лжи, Діаконъ Е аній прочиталъ: