Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 238 — касается ветхаго завѣта, котораго держался израильскій народъ, то онъ есть
преданіе Божіе, а (религіи) языческія—дѣло демоновъ. Такимъ образомъ
онЯ и здѣсь дѣла демонскія сочли за одно и смѣшали съ Оогопреданными
заповѣдями,, такъ же какъ и икону Господа обозвали идоломъ наравнѣ съ
изображеніями демоновъ. Они должны обвинять будутъ и Авеля, и Ноя, и
Авраама за то, что они приносили въ жертву животныхъ, а также—и Мои¬
сея, и Самуила, и Давида и прочихъ патріарховъ; такъ какъ и эти послѣдніе
совершали, по такому умствованію, чуждыя и языческія жертвоприношенія,
хотя въ писаніи объ ихъ жертвахъ и свидѣтельствуется: обоня Господь
воню благоуханія (Быт. 8, 21). О еслибы они познали истину и узнали,
что Богъ принимаетъ то, что посвящается Ему; потому что написано: по-
жрота Господу Богу, а тѣмъ, что принесено въ жертву демонамъ, Онъ
гнушается и отвергаетъ его; потому что, какъ говоритъ писаніе, пожроша
бѣсовомъ, а не Богу (Втор. 32, 17). Зло становится зломъ отъ насъ и чрезъ
насъ, а не зависитъ отъ подлежащей матеріи. Потому и апостолъ говоритъ
(1 Кор. 10, 19—20): что такое идолъ? или что такое идоложертвенное, какъ
не то, что язычники, совершая свои жертвоприношенія, приносятъ жертвы
демонамъ, а не Богу?—Затѣмъ, заблуждаясь еще болѣе и изобрѣтая оскор¬
бленія и ложь, они озираются и говорятъ слѣдующее». Епископъ Григорій прочиталъ: «Итакъ да престанутъ всякія уста произносить несправедливые и оскор¬
бительные оізывы противъ принятаго нами, угоднаго Богу, мнѣнія и опре¬
дѣленія. Святые, угодившіе Богу и почтенные отъ Него достоинствомъ свя¬
тости, всегда живы для Бога, хотя они и преставились отсюда: а потому
думающій оживить ихъ посредствомъ мертваго и презрѣннаго искусства, ни¬
когда не бывшаго живымъ, но изобрѣтеннаго суетностію враговъ—язычни¬
ковъ, • оказывается богохульникомъ». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Тѣмъ, что ими теперь сказано, они показали, что они чужды и непри¬
частны мира Божія, которымъ Господь нашъ наградилъ искренно и безъ
коварства вѣрующихъ въ Него, сказавъ: „миръ Мой даю вамъ, миръ Мой
оставляю вамъ (Іоанн. 14, 27). Какимъ образомъ можетъ быть тутъ миръ,
когда, вслѣдствіе ихъ мнѣнія и опредѣленія, каѳолическая церковь, утвер¬
жденная и укрѣпленная своими преданіями, приведена въ смятеніе? Люди,
движимые ревностію по Богѣ, всегда согласны съ отцами и съ преданіемъ
церковныхъ законоположеній и избѣгаютъ тѣхъ, кто думаетъ противно этому,
какъ враговъ. Послѣдніе совершенно отсѣкли себя отъ тѣла церкви, и потому
истинные поклонники, служащіе Богу духомъ и истиною, а иконныя Живо¬
писи допускающіе только для назиданія и напоминанія, съ любовію объемлю¬
щіе и цѣлующіе ихъ, облеклись, вопреки богопротивному ихъ мнѣнію и опре¬
дѣленію, въ броню истины и не перестаютъ поражать ихъ мечемъ Духа.
Святые, отъ вѣка угодившіе Богу, оставили свои жизнеописанія въ пользу
намъ и во спасеніе, и подвиги свои передали каѳолической церкви посред¬
ствомъ живописнаго повѣствованія, для напоминанія объ нихъ нашему уму
и для возбужденія насъ къ подражанію ихъ жизни. Такъ и святый Василій
въ похвальномъ словѣ своемъ на день сорока мучениковъ говоритъ: «тѣмъ,