Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
237 — оскорбленіе тому самому, чего изображеніемъ оно служитъ. При томъ же й
самая природа вещей научаетъ, что коль скоро наносится оскорбленіе порт¬
рету, то съ тѣмъ вмѣстѣ терпитъ безчестіе и первообразъ. Это знаютъ всѣ
люди,—знаютъ, что еретики возстаютъ противъ отцовъ, оказываютъ проти¬
вленіе каѳолической церкви и не слѣдуютъ природѣ вещей. Затѣмъ, имѣя
языкъ переполненный ложью, они думаютъ низвратить истину и потому го¬
ворятъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Однакожъ скажемъ о томъ, что служитъ основаніемъ къ ниспроверже¬
нію иконъ. Каѳолическая христіанская церковь наша, занимая средину между
іудействомъ и язычествомъ, не принимаетъ обрядовъ ни того или другаго
изъ нихъ, но идетъ новымъ путемъ богопреданнаго ей благочестія и тайно¬
дѣйствія. Отъ іудейства она не заимствуетъ кровавыхъ жертвъ и всесожже¬
ній. Что же касается языческихъ обрядовъ, такъ помимо жертвъ она имѣетъ
отвращеніе и ко всякому идододѣданію и идолослуженію; такъ какъ язычество
сдѣлалось руководителемъ и изобрѣтателемъ этого постыднаго искусства, не
имѣя надежды воскресенія, изобрѣло достойное себя занятіе несуществующее
представлять существующимъ, Итакъ, если въ церкви Христовой нѣтъ ничего
чуждаго; то пусть будетъ извергнуто изъ нея и иконопочитаніе; какъ чуждое
ей и какъ изобрѣтеніе людей, преданныхъ демонамъ». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Безмѣрно словообильное и переполненное пустословіемъ посаніе ихъ
грубо и до чрезвычайности смѣшно. Своим^/- предыдущими разсужденіями
они заводили себя то на обрывистыя скалы, то въ пропасти; а теперь увле¬
кли себя въ бездну ада, сказавъ, что церковь христіанская занимаетъ сре¬
дину между язычествомъ и іудействомъ. Затѣмъ они опять противорѣчатъ
сами себѣ, говоря, что она не принимаетъ обрядовъ, свойственныхъ тому
иди другому изъ нихъ. Слѣдовательно они или тамъ лгутъ или здѣсь гово¬
рятъ неправду, а если сказать правду, то они сами себя обманываютъ. Не¬
правда не только противорѣчитъ истинѣ, но и себѣ самой, какъ говоритъ
священный псалмопѣвецъ Давидъ: солга, говоритъ онъ, неправда себѣ
(Псал. 26, 12).—Василій, предстоятель церкви кесарійской, котораго вѣщаніе
распространилось по всей землѣ, въ самомъ предисловіи къ бесѣдѣ своей
противъ Савеллія говоритъ такъ: «іудейство враждуетъ съ язычествомъ, а
то и другое враждуетъ съ христіанствомъ1)». Между тѣмъ еретики дуЬаютъ,
что они умнѣе отцовъ, и потому говорятъ; что христіанская вѣра занимаетъ
средину между этими двумя противоположностями.—Дѣйствительно іудейство
ввело -скудость божества, а язычество многобожіе. Григорій богословъ, обли¬
чая то и другое, говоритъ такъ: «Когда же именую Бога, разумѣю Отца и
Сына и Святаго Духа, какъ не разливая божества далѣе сего числа Лицъ,
чтобы не ввести множества боговъ, такъ не ограничивая меньшимъ числомъ,
чтобы не осуждали насъ въ скудости божества, когда впадемъ или въ іудей¬
ство, защищая единоначаліе, или въ язычество, защищая многоначаліе. Въ
обоихъ случаяхъ зло равно, хотя отъ противоположныхъ причинъ1 2)». Что 1) Твор. Вас. Велик. въ р. пер. ч. 4-я изд. 1846 г., стр. 376. 2) Твор. св. Гр. Бог. въ рус. пер. ч. 3-я изд. 1844 г., стр. 240.