Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 236 Епископъ Григорій прочиталъ: «Быть можетъ, нѣкоторые изъ одержимыхъ этихъ заблужденіемъ ска¬
жутъ, что все, сказанное нами относительно отриновенія иконы, носящей имя
Христа, сказано справедливо и благочестиво; потому что въ Немъ нераздѣль¬
но и неслитно соединились два естества въ одной ѵпостаси;—но что возни¬
каетъ недоумѣніе, почему мы порицаемъ существованіе иконъ пренепорочной
и всеславной (Дѣвы), которая есть воистину Богородица, пророковъ, апосто¬
ловъ и мучениковъ; такъ какъ оии суть простые люди, а не состоятъ изъ
двухъ естествъ, т. е. божества и человѣчества, соединенныхъ въ одной ѵпо¬
стаси, на подобіе единаго Христа». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Никто изъ воспитавшихся въ каѳолической церкви не могъ подумать
или сказать, что они справедливо и благочестиво разсуждали, вводя это нов¬
шество.—Напротивъ всЗцархіереи востока и запада, сѣвера и юга думающихъ
такъ предали анаѳемѣ. Впрочемъ небольшую часть изъ собственныхъ членовъ
церкви они уже ввели въ заблужденіе и отсѣкли отъ общаго тѣла церкви.
Это они сдѣлали или потому, что не знали слова Господня или презрѣли ска¬
занное: иже аще соблазнитъ единаго малыхъ сихъ (вѣрующихъ въ Мя)
уне есть ему да обѣсится жерновъ оселъскій на выи ею и потонетъ
въ пучинѣ морстѣй (Матѳ. 17, 6). Не убоявшись и Самого Господа, такъ
какъ ярость ихъ обрушилась на Его икону, они не стыдятся и святыхъ Его,
но и противъ нихъ направляютъ языки свои и говорятъ такъ»: Епископъ Григорій прочиталъ: «Что же касается недоумѣнія, почему мы порицаемъ существованіе
иконъ пренепорочной и преславной (Дѣвы), которая есть воистину Богоро¬
дица, пророковъ, апостоловъ и мучениковъ, такъ какъ они суть простые
люди, а не состоятъ изъ двухъ естествъ, т. е. божества и человѣчества; такъ
на это слѣдуетъ сказать, что по отриновеніи первой (иконы Христа) нѣтъ
надобности и въ послѣднихъ». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «И прежде всего, отринувъ иконы, они поступили не согласно ни съ
евангеліемъ, ни съ писаніемъ, ни съ отцами, ни съ здравымъ смысломъ,
кратко сказать, сдѣлали это не по чувству благочестія, а напротивъ, говоря
отъ своего чрева, возстали противъ каѳолической церкви. Точно также и от¬
носительно предлежащихъ иконъ непорочной Владычицы нашей Богородицы
и святыхъ они не могутъ представить истинно—благочестиваго и разумнаго
основанія къ отрицанію ихъ, какъ мы уже показали это при помощи Бога,
дающаго разумѣніе. Мы и прежде, почерпая ученіе изъ святыхъ отцовъ,
говорили, что честь, воздаваемая иконѣ, относится къ ея первообразу, и что
взирающій на портретъ императора созерцаетъ въ немъ самого императора,
а слѣдовательно и поклоняющійся этому портрету чрезъ него воздаетъ по¬
клоненіе императору; потому что его образъ и видъ изображенъ на портре¬
тѣ. И какъ наносящій оскорбленіе портрету императора справедливо несетъ
наказаніе, какъ нанесшій оскорбленіе самому императору, хотя портретъ есть
не что иное, какъ дерево и краски, смѣшанныя и растворенныя съ воскомъ;
такъ точно наносящій безчестіе изображенію чего либо другаго наноситъ