Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
— 230 — Епископъ Григорій прочиталъ: «Итакъ, если во время страданія Божество оставалось нераздѣльно съ
ними (то есть, съ душею и тѣломъ); то какимъ образомъ эти безумцы, ис¬
полненные всякаго неразумія, отдѣляютъ плоть, сплетшуюся съ божествомъ
и обоготворенную, и стараются писать икону Его, какъ простаго человѣка?
При атомъ они впадаютъ и въ другую непотребную крайность, когда отдѣ¬
ляютъ плоть отъ божества и представляютъ ее имѣющею собственную ѵпо¬
стась, усвояя плоти особое лицо, которое, по ихъ словамъ, они изображаютъ
на иконахъ. Этимъ они показываютъ прибавленіе къ Троицѣ четвертаго лица;
а сверхъ того они то, что обоготворено чрезъ воспріятіе, изображаютъ необо¬
готвореннымъ. Итакъ, думая писать икону Христа, они принуждены или
считать божественное описуемымъ и слившимся съ плотію, или же считать
плоть Христа необоготворенною и отдѣльною (отъ божества) и признавать
плоть лицемъ, имѣющимъ собственную ѵпостась, и въ этомъ случаѣ сдѣлать¬
ся, подобно несторіанамъ, богоборцами. Да постыдятся они впадать въ такое
богохульство и нечестіе, да обратятся и да перестанутъ изображать, любить
и почитать икону, которая ошибочно называется и существуетъ подъ именемъ
Христовой. Да не будетъ у насъ одинаково какъ несторіева раздѣленія, такъ
и аріева, діоскорова, евтихіева и северова сліянія; то и другое есть зло;
они діаметрально противоположны, но въ одинаковой степени нечестивы». Діаконъ Епифаній прочиталъ: Распространители этой христіано-обличительной ереси нимало не дер¬
жатся одного пути, тогда какъ православные при своихъ разсужденіяхъ о
божественныхъ догматахъ обыкновенно держатся только царскаго пути и не
уклоняются то туда, то сюда. Напротивъ низвративши пути Господни и до¬
вольствуясь своимъ собственнымъ разумомъ, они сами приходятъ къ противо¬
положнымъ мнѣніямъ, во всемъ считая себя умными. Но пусть они послу¬
шаютъ Исаію, который, не стѣсняя своей свободы, говорятъ: горе, иже мудри
въ себѣ самихъ и предъ собою разумны (Исаіи 5, 21). Чего православные
христіане никогда не говорили, то они считаютъ за исповѣдуемое ими, соста¬
вляютъ софизмы и паралогизмы и обличаютъ ими церковь; они наносятъ
ей оскорбленіе, злословятъ ее и въ добавокъ къ этому приписываютъ ей
нечестіе. Что принимали Діодоръ и Ѳеодоръ мопсуетскій, также Несторій,
Евтихій, Діоскоръ и Северъ, неистово свирѣпствовавшіе противъ истины, то
они усвояютъ каѳолической церкви. Присоединяя зло ко злу и произнося
рѣчи, преисполненныя безумія и глупости, они утверждаютъ, будто бы она
находится въ связи съ тѣми нечестивыми еретиками. Подобно шинкарямъ,
смѣшивающимъ вино съ водою, они смѣшиваютъ истинное ученіе съ иска¬
женнымъ, чтобы тѣмъ смягчить силу горечи.—Ересь Діоскора и Евтихія,
какъ мы уже раньше сказали, противоположна ереси Несторія, а чтобы ереси
противоположныя находились въ одномъ и томъ же ученіи и исповѣданіи,
это невозможно, подобно тому, какъ невозможно видѣть въ одномъ и томъ
же предметѣ въ одно и то же время бѣлое' и черное, горячее и холодное въ
несмѣшанномъ состояніи; такъ въ снѣгѣ никогда не оказывается жара, а въ
огнѣ холода. А что касается безумія глупыхъ рѣчей ихъ, то мы покажемъ
это очень ясно. Скорые на обвиненія они говорятъ, что икона и первообразъ