Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
226 — знаніи. Оно говоритъ такъ: II рече Господь къ Моѵсею, ілаголя: се на-
рекохъ именемъ Веселеила, сына Уріи, сына Орова, отъ племене Іуди¬
на, И наполнихъ его духомъ Божіимъ: премудрости, и смышленія, и
вѣдѣнія, во всякомъ дѣлѣ разумѣти. И архитектонствовати, дѣлати
злато, и сребро, и мѣдь, и синему, и багряницу, и червленицу пря-
дену, и виссонъ сканый. И каменное дѣло, и различная древодѣлства
дѣлати во всѣхъ дѣлѣхъ. И Азъ дахъ его 'иЕліава, сына Ахисамаховй,
отъ племене Данова: и всякому смысленному сердцемъ дахъ смыслъ и
сотворятъ вся, елика заповѣдалъ тебѣ (Исх- 31, 1—6). Согласное этому
говоритъ и великій богословъ Григорій: «и сошелъ духъ Господенъ и руко¬
водилъ ими, и духъ знанія наполнилъ Веселеила, архитектора скиніи». Итакъ
они, позоря и осуждая дарованныя Богомъ людямъ знанія, принадлежать къ
ереси Богообвинителей, присовокупляя, согласно написанному, грѣхъ ко грѣ¬
ху; между тѣмъ какъ дѣйствительныя и не незаконныя дѣти украшенной не¬
вѣсты Христовой, каѳолической церкви, не имѣющей скверны или порока,
принося единому Богу разумныя жертвы и служеніе, а чувственнымъ взоромъ
смотря на честную икону Христа, а также на иконы Владычицы нашей свя¬
той Богородицы, равно и святыхъ ангеловъ и всѣхъ святыхъ, освящаются и
устремляютъ умъ свой къ воспоминанію ихъ, сердцемъ вѣруютъ во Единаго
Бога, во оправданіе свое, и устами исповѣдуютъ Его во спасеніе свое. По¬
добнымъ же образомъ слушая евангеліе, они и чувство слуха исполняютъ
святости и благодати и сердцемъ усвояютъ написанное повѣствованіе. Что
далѣе говорятъ тщетно надмевающіеся»? Епископъ Григорій прочиталъ: «Вотъ сдѣлалъ онъ (живописецъ) икону и назвалъ ее Христомъ; а имя
«Христосъ» есть имя и Бога и человѣка. Слѣдовательно и икона есть икона
и Бога и человѣка; а слѣдовательно онъ описалъ, какъ представилось его
слабоумію, неописуемое божество описаніемъ созданной плоти, или слилъ не¬
слитное соединеніе и впалъ въ нечестивое заблужденіе сліянія. Онъ допу¬
стилъ такимъ образомъ относительно божества два богохульства: описуемость
и сліяніе. Тѣмъ же самымъ богохульствамъ подпадаетъ и покланяющійся
(иконамъ). Но одинаково горе и тому и другому; потому что они блуждаютъ
вмѣстѣ съ Аріемъ и Діоскоромъ и Евтихіемъ и съ послѣдователями ереси
акефалитовъ». Діаконъ Епифаній прочиталъ: «Иконописаніе совсѣмъ не живописцами выдумано, а напротивъ оно
есть одобренное законоположеніе л преданіе каѳолической церкви, и, по сло¬
вамъ божественнаго Василія, согласно съ древностію и достойно уважеяія.
Эта древность вещей и ученіе исполненныхъ Духа отцевъ нашихъ свидѣтель¬
ствуютъ, что, созерцая иконы въ честныхъ храмахъ, они съ любовію прини¬
мали ихъ, и самн, сооружая честные храмы, ставили въ нихъ иконы; затѣмъ
въ этихъ храмахъ они приносили Владыкѣ всѣхъ Богу свои богопріятныя
моленія и безкровныя жертвы. Значитъ, иконописаніе есть изобрѣтеніе и
преданіе ихъ, а не живописца. Живописцу принадлежитъ только техническая
сторона дѣла, а самое учрежденіе очевидно зависѣло отъ святыхъ отцовъ.—
Имя «Христосъ» обозначаетъ божество и человѣчество, два совершенныя