Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

OCR
- 222 II Ахааву казалось, будто онъ изреченія лжепророковъ получалъ по боже¬
ственному вдохновенію; но онъ былъ обманутъ въ своихъ надеждахъ; да и
гіриточникъ сказалъ: „есть путь, иже мнится человѣкомъ нравъ быти,
послѣдняя же ею приводятъ во дно адово (Прит. Сол. 14, 12). Они по¬
терпѣли тоже, что одержимые страстію человѣкоугодливости, а равно вѣщаю¬
щіе отъ своего чрева, думая, что путь ихъ правъ, между тѣмъ какъ онъ
ввѣряющихся ему приводитъ на дно ада. Ибо какимъ образомъ совершаемое
живописцами созиданіе иконъ богохульно направляется противъ самаго необ¬
ходимаго таинства домостроительства Христова? И опять, какимъ образомъ
искусствомъ живописцевъ подрываются шесть святыхъ и вселенскихъ собо¬
ровъ, и какимъ образрмъ, вопреки волѣ ихъ, ставятся иконы въ церквахъ,
когда сами оные божественные отцы наши, учительски и непринужденно объ¬
яснявшіе таинство нашего спасенія, изобразили его въ честныхъ храмахь,
пользуясь искусствомъ живописцевъ? Кто изъ божественныхъ отцевъ нашихъ
провозвѣстилъ, что искусство живописцевъ не согласно съ самымъ необходи¬
мымъ догматомъ нашего спасенія, то есть съ домостроительствомъ Христо¬
вымъ? Кто принимаетъ что нибудь, тотъ конечно не осуждаетъ того, что при¬
нимаетъ. Итакъ они умѣютъ пустословить, но не доказывать того, что вы¬
сказываютъ. Они, какъ кажется, предположили, что никто не знаетъ, что они
искажаютъ слово истины.—Итакъ всѣ низкія искусства, отвлекающія отъ
цѣли заповѣдей Божіихъ, должны быть отвергаемы; но искусства иного рода,
искусства полезныя въ жизни не носятъ на себѣ ничего непристойнаго и не
презирались и не отвергались святьіыи отцами нашими. Такъ и искусство
живописное; если имъ кто либо пользуется для изображенія чего либо позор¬
наго, то оно должно быть презираемо и отвергаемо. Напримѣръ если бы кто
либо сталъ представлять живописно образы блудодѣйственные, а также зрѣ¬
лища, кривлянья, конскія скачки, или если бы что либо другое сродное съ
этимъ выражалось посредствомъ этого искусства; то позорно было бы изобрѣ¬
теніе его. Но какъ скоро мы хотимъ изображать жизнь добродѣтельныхъ му¬
жей, подвиги мучениковъ и достойныя повѣствованій страданія ихъ, или таин¬
ство домостроительства великаго Бога и Спасителя нашего; тогда, пользуясь
искусствомъ живописцевъ, мы являемся поступающими весьма правильно.
Живописецъ изображаетъ и крестъ; и однакоже никто изъ благомыслящихъ
не отвергаетъ написаннаго креста и не лишаетъ его божественной благодати,
хотя бы живописецъ изобразилъ его и красками. Такъ же надобно относиться
и къ книгамъ. Ріели кто либо описываетъ въ книгахъ повѣствованія позор¬
ныя, то и книжки позорны и достойны отверженія и должны быть отдаляемы
отъ христіанскаго слуха; если же слова и повѣствованія внушены Богомъ и
ведутъ къ благочестію; то онѣ достохвальны и должны быть принимаемы и
считаемы достойными церкви Божіей. Такъ же точно надобно относиться и
къ изображеніямъ ГосгіоДа нашего Іисуса Христа іі святыхъ Его. Такъ, если
кто либо дѣлаетъ арфу или гусли, то его произведеніе позорно; но если—ка¬
кой либо изъ священныхъ сосудовъ, то оно достойно принятія. Никто изъ
благомыслящихъ не будетъ также позорить искусства, если посредствомъ его
приготовляется что нибудь полезное для (удовлетворенія) нуждъ сей жизни;
нужно только имѣть въ виду цѣль и образъ, какимъ совершается нроизведе-